Доктор Мехмет Назим (или Назим бей) был врачом, который стал видным высокопоставленным чиновником Комитета союза и прогресса (КСП), сыгравшего центральную роль в Геноциде греков. В статье генерала Шерифа-паши, опубликованной во Франции в 1915 году, доктор Назим описывался как “решительный сторонник истребления христиан вообще и греков в частности…”.
Назим заявлял:
Османское государство должно быть исключительно турецким. Присутствие иностранных элементов является предлогом для европейского вмешательства. Они должны быть насильственно тюркизированы.
Эти ультранационалистические взгляды возвели его на одну из двух руководящих должностей в организации Тешкилат-и Махсуса, которая была основана Исмаилом Энвером пашой (1881-1922) в рамках КСП.
Организация финансировалась военным министерством совместно с другими правительственными ведомствами и находилась под непосредственным руководством партии. Созданная первоначально для тайных действий на российском Кавказе и в Персии, она вербовала в свои ряды племена – черкесов, курдов и других, а также пленных, преступников и бандитов.
Назим родился и вырос в Салониках. Был выходцем из среды исламизированных евреев (Dönme). Его семья давно поселилась в городе. Успешно управляла различными предприятиями, а сам он был директором больницы. После вступления в ряды младотурок его стали называть “Селяникли Мехмет” или “Мехмет Салоникский”.
Когда греки оккупировали Салоники, в октябре 1912 года, во время балканских войн, он был заключен в афинскую тюрьму на одиннадцать месяцев как турецкий националист. Охранники оскорбляли его и говорили, что его семья убита, и что Константинополь уже оккупирован, а Анатолия скоро перейдет к грекам. Отправленный в Смирну (Измир) по просьбе КСП, он был глубоко обеспокоен судьбой своей семьи, особенно его маленькой дочери, и изгнанием из своего родного города.
В газетных статьях он обращал внимание на зверства Болгарии, совершенные над мусульманами, и «призывал отомстить оставшимся османским христианам». Поражение Османской империи и этническая чистка мусульман были затронули многих младотурок и привели к желанию отомстить. Превращение Назима из врача-патриота в бешеного, мстительного националиста символизировало судьбу многих из них.
Роль в геноциде
Назым был ведущей фигурой в тюркизации Османской империи. В речи, произнесенной во время заключительного выступления на заседании Комитета Союза и Прогресса, Назим в отношении армянского населения сказал:
Если мы останемся довольны местными массовыми убийствами, которые имели место в Адане и других местах в 1909 году … если эта чистка не будет всеобщей и окончательной, она неизбежно приведет к проблемам. Следовательно, абсолютно необходимо полностью уничтожить армянский народ, чтобы на этой земле больше не осталось армян, а само понятие Армении исчезло…На этот раз процедура будет процедурой полного уничтожения – необходимо, чтобы ни один армянин не пережил этого уничтожения.
К тому же самому он призывал и в отношении греков.
В мае 1914 года доктор Назим бей совершил поездку по провинциям страны с единственной целью – разжечь антигреческое движение среди местного населения. Он считал, что предыдущие османские политики: “…не были достаточно дальновидны, чтобы очистить всю страну, которой они правили, от христианского элемента”. Однако перемены, вызванные Первой мировой войной, вынудили Назима бежать в Германию. Он был заочно приговорен турецким военным судом к смертной казни за свою роль в геноциде. Он вернулся в, недавно основанную, Турецкую Республику в 1922 году и не был приговорен за свои преступления против греков и армян. В 1926 году Трибунал независимости Анкары приказал арестовать его и казнить за попытку убийства Мустафы Кемаля Ататюрка, вместе с другими бывшими политиками КСП, такими как Мехмет Кавит Бей или Кара Кемаль.