В марте 1938 года завершилась так называемая «греческая операция», осуществлявшаяся НКВД с 15 декабря 1937 года на территории Краснодарского края и восточной Украины. В результате этой операции, по личному распоряжению наркома Ежова, были расстреляны или депортированы в Западную Сибирь тысячи граждан СССР греческого происхождения, а также беженцев из Турции.
Решение о проведении подобных национальных операций было принято Политбюро ЦК ВКП(б) по инициативе И.В. Сталина. На пленарном заседании в феврале-марте 1938 года Сталин выступил с обвинениями в адрес капиталистических стран, окружающих СССР, в подготовке агрессии против него с целью его ослабления и разгрома. По его словам, эти государства направляли на территорию Советского Союза большое количество шпионов, диверсантов и провокаторов.
В числе «неблагонадежных иностранцев» оказались и греки. В 1937-1938 годах все институты, поддерживавшие греческую культуру и идентичность, такие как школы, техникумы, издательства и театры, были закрыты и запрещены.
Перед утверждением плана по депортации греков, советское правительство предлагало Греции принять своих граждан, проживавших в СССР. Однако греческие власти отказались от этой инициативы, опасаясь, что лица, проведшие время под властью СССР и подвергшиеся влиянию коммунистической идеологии, могут стать агентами революционного движения. Политическая ситуация в Греции в то время была крайне нестабильной, и военный переворот 1935 года восстановил монархию, свергнутую десять лет назад.
В результате советские греки оказались в положении подозреваемых со всех сторон: на родине их считали коммунистами, а в СССР – агентами буржуазных разведок. В ходе операции по депортации, охватившей Краснодарский край, Донецкую область, Абхазию и Аджарию, было арестовано 15-20 тысяч греков, как граждан СССР, так и подданных Греции.
В итоге, 85% арестованных были расстреляны. Примерно 2500 человек получили лагерные сроки, большинство из которых отправились в колымские лагеря. Около 150 человек умерли в тюрьмах во время следствия до вынесения приговора. Несколько десятков граждан Греции были депортированы на родину.
Небольшая группа людей (100-150) была освобождена. После принудительной депортации в Сибирь многие мужчины греческой национальности стали жертвами новой спецоперации НКВД, обвиненные в создании “диверсионно-шпионской сети” в Новосибирской области. Их приговорили к расстрелу.
Трагическая история семьи Албаут
В материалах дела, рассмотренного в 1938 году, фигурирует спецпереселенец Михаил Албаут, обвиненный чекистами в шпионаже и антисоветской деятельности. Несмотря на то, что он прожил в незнакомом Прокопьевске всего несколько месяцев, следствие пришло к выводу о его активном участии в подпольной организации.
Через 80 лет внучка Михаила Албаута, Светлана, получила доступ к архивным материалам дела своего деда и ознакомилась с “признательными показаниями”, которые он дал под давлением следствия, опорочив себя и своих знакомых по обвинению в “контрреволюционной” деятельности.
Из протокола допроса было видно, как следователи внушали Михаилу Албауту антисоветские взгляды, заставляя его признаться в участии в шпионской организации, которой на самом деле не существовало.
Светлана Албаут подчеркивает абсурдность обвинения, указывая на то, что “штаб” подпольной организации располагался в крошечной комнате барака, где жил ее дед с семьей. Несмотря на явные несообразности в деле, следователи игнорировали их, а Михаил Албаут, понимая неизбежность своего ареста, попросил жену позаботиться о детях.
В семье Албаут тема репрессий была открытой и обсуждаемой. Отец Светланы рассказывал о том, как его исключили из школы за то, что он был сыном “врага народа”, и о том, как его выгнали из армии во время присяги.
Иван Джуха – «Граждане Греции в ГУЛАГе»
В своей работе Джуха опирается на личный опыт: его дед и два брата были расстреляны в 1938 году, третий брат провел 11 лет в лагере на Колыме. Еще одна сестра была выслана в Сибирь в 1930 году.
Джуха обнаружил, что репрессии затронули практически каждую греческую семью в СССР. В его родном селе Раздольное, например, в течение месяца было арестовано 164 человека, из которых 158 были расстреляны. Подобная картина наблюдалась и в других греческих селениях между Донецком и Мариуполем.
По предварительным оценкам Джуха, жертвами репрессий 1937-1938 гг. стали около 20 тысяч греков, из которых 14-15 тысяч были расстреляны.
В дополнение к этому, в 40-е годы XX века греческое население СССР подверглось массовым депортациям: в 1942 году – из Краснодарского края и Ростовской области, в 1944 году – из Крыма, а в 1949 году – с Черноморского побережья.
По оценкам Ивана, всего в результате репрессий и депортаций пострадало около 80 тысяч греков, что составляет примерно четверть от общей численности греческого населения СССР.
Иван Саввиди
В 2005 году депутатом Государственной Думы Российской Федерации Иваном Саввиди был предложен законопроект “О реабилитации российских греков”. В документе предлагалось признать право российских греков на свободное национальное развитие и восстановление гражданства Российской Федерации для тех, кто был незаконно депортирован в другие республики СССР.
Однако администрация президента РФ ответила, что выселение греческого населения осуществлялось не как “российских греков”, а как граждан Греции, бывших граждан Греции или граждан Греции, принявших российское гражданство. Помимо этого, выселение производилось преимущественно с территорий других республик бывшего СССР. В связи с этим, администрация президента сочла проблематичной постановку вопроса об издании указа о реабилитации российских греков.
В результате ответа администрации президента РФ законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думой.
По сей день место захоронения большинства депортированных греков остается неизвестным, что лишает их потомков возможности почтить память предков.