Греческое присутствие в Сирии насчитывает более двух тысяч лет. Нынешние события в Сирии насторожили греческую православную общину и христиан, которые просят поддержки у Греции и международного сообщества.
Насильственное свержение диктатора Башара Асада исламистской повстанческой группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) во главе с Абу Мохаммадом аль-Джолани вызвало обеспокоенность по поводу безопасности христианского населения страны, в том числе Греческого православного патриархата Антиохии.
Христиане составляют около 10 процентов населения Сирии. Учитывая, что ХТШ имеет корни в Аль-Каиде, в Греции и западном мире существуют опасения относительно судьбы христиан в Сирии.
У группировки ХТШ жестокое прошлое. Хотя они и заявляют, что хотят мирного перехода, их предыдущие действия говорят об обратном. Многие в международном сообществе обеспокоены и сомневаются в их намерениях. Аль-Каида уже призывает повстанцев выступить против «евреев и крестоносцев» (их термин для всех христиан).
Греки Сирии, проживающие в регионе более двух тысячелетий, опасаются преследований со стороны новых властей.
Я посетил город в Сирии, где проживает 10 000 христиан
Древние греки в Сирии
Греки впервые появились в Сирии в VII веке до нашей эры. В то время она называлась Ассирия, царство, охватывающее земли, простирающиеся от современного Ирака и Турции до Египта. Первые греческие поселенцы на Ближнем Востоке прибыли из приморских регионов страны.
Их присутствие стало более заметным после завоевания Персидской империи Александром Македонским и начала эллинистической эпохи (326-30 гг. до н. э.). После его смерти империя разделилась на отдельные государства. Ассирия перешла под контроль Селевка I Никатора, основателя империи Селевкидов .
Несколько центров эллинистической культуры были созданы в Сирии. Процветающие города, такие как Антиохия , Лаодикия, Амасья, Селевкия и другие. Империя Селевкидов придерживалась греческих обычаев, построив несколько крепостей и военные колонии по всей Ассирии.
Эллинизм в Восточной Римской империи процветал в таких городах, как Декаполис и Антиохия. Они попали под римское правление с присоединением Селевкии Помпеем Великим. После окончания еврейского восстания против Рима (66-135 гг. н. э.) север и юг были объединены в римскую провинцию Сирия-Палестина. Население Палестины состояло из политеистических обществ (финикийцы, евреи, греки, арабы).
Смешение носителей греческого языка привело к появлению единого аттического диалекта, известного как греческий койне (общий греческий), который стал языком межнационального общения во всем эллинистическом мире.
В средние века византийские греки считали себя римлянами или римскими греками и говорили на средневековом греческом языке. Они заявляли о себе как о потомках древней Греции. Их господство на Ближнем Востоке, известное как Восточная епархия, стало одним из важнейших торговых, сельскохозяйственных, религиозных и духовных регионов.
Под персами и османами
Между 609 и 628 годами Сирия попала под власть персидской династии Сасанидов. Она была временно отвоевана императором Ираклием (годы правления 610-641). С падением Селевкии она была окончательно захвачена арабами.
В период Османской империи члены Греческой православно-католической церкви считались частью римской нации. Однако в эти времена греки подвергались гонениям. Число жертв невозможно оценить. Гонения происходили в Малой Азии, Понте, остальной Греции, на островах. Их число оценивается более чем в 2 000 000.
В 1923 году после катастрофы в Смирне произошел обмен населением. Более 17 000 обедневших греков прибыли в Сирию для временного или постоянного поселения.
Сегодня в Сирии есть община из 4500 жителей, которые являются греками, большинство из них граждане Сирии. Они живут в Алеппо, Тарсусе и Дамаске.
Также есть 8000 грекоязычных мусульман критского происхождения, которые сталкиваются с нищетой и голодом. Они живут в деревне Аль-Хамидия, недалеко от границы с Ливаном. После 12 лет войны в регионе ждут помощи, найдя убежище в Антиохии у патриарха Иоанна Язиги.
Греция возглавляет кампанию в Европейском Союзе и других странах по защите служителей Антиохийского Патриархата, сохранению религиозного и культурного наследия, восстановлению памятников и возврату украденных ценностей.
Греческая православная церковь: крупнейшая немусульманская религия в Сирии
Оценки числа христиан в Сирии в 2022 году варьируются от примерно 2% до 2,5% общей численности населения Сирии. Большинство греков-сирийцев являются членами либо Греческой православной церкви Антиохии, либо Сирийской православной церкви. Подавляющее большинство католиков принадлежат к Мелькитской греко-католической церкви.
Греческая православная церковь в Сирии состоит из четырех патриархатов. Сирийские греческие православные христиане находятся под епископальной юрисдикцией Антиохийского престола. Греческий православный патриарх Антиохийский находится в Дамаске с 14-го века, хотя члены сосредоточены в Алеппо, Хомсе и Латакии. Поскольку большинство сирийских христиан — арабы, литургия ведется на арабском языке. Нынешним патриархом церкви является Иоанн Язиги, избранный в 2012 году.
В 1923 году турецкое правительство занималось этнической чисткой греков и сирийских православных христиан, проживающих в Турции, что заставило многих из них бежать в Сирию. Французская и Греческая православная церковь поселили беженцев в районе Хомс-Хама, что усилило экономическое напряжение в местной общине суннитов. Насилие между христианами и мусульманами вспыхнуло в 1924 году и усугубило их и без того напряженные отношения.
Как и другие сирийские христиане, подвергшиеся воздействию западного национализма в миссионерских школах, члены Греческой православной церкви вдохновлялись националистическими идеями и активно поддерживали арабские националистические движения. Сирийские христиане были привлечены к идее светского арабского национализма отчасти как к средству положить конец институционализированному предпочтению суннитского ислама и противостоять колониализму.
В то время как католические униатские христиане, такие как марониты, составляли большинство в некоторых городских районах Сирии и Ливана, православные христиане были разбросаны по всему региону и представляли собой небольшое меньшинство в каждом городе. Колониальные и постколониальные правительства благоприятствовали униатским церквям, в то время как православные христиане ожидали, что продолжат сохранять статус меньшинства, делая светский национализм более привлекательной политической структурой.
Автор: Филипп Хрисопулос
Источник: https://greekreporter.com