Пятница, 22 ноября, 2024

ОБЩЕСТВО ГРЕКОВ

СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Главная » ПОНТИЙСКИЙ ВОПРОС

ПОНТИЙСКИЙ ВОПРОС

0 коментариев

По окончании Первой мировой войны, для греков Малой Азии, впервые с XV века, сложились условия, которые максимально приблизили их к решению проблемы о создании независимого греческого государства на территории Северной Турции.

Парижская мирная конференция разродилась целой серией мирных договоров с побеждёнными государствами. Среди них был и Севрский мирный договор, одним из пунктов которого гласил, что в малоазийской Смирне (с окрестностями) будет создана греческая администрация. А через 5 лет плебисцит в этом анклаве должен был окончательно решить его принадлежность.

Не малую роль в составлении этого договора сыграла позиция видных деятелей понтийского движения митрополита трапезундского Хрисанфа, Константиноса Константинидиса – президента Панпонтийского Конгресса греков Понта и Сократоса Икономоса – президента Национальной лиги Черноморских греков в Париже.

Весной 1920 года, незадолго до подписания Севрского договора, ими был составлен меморандум с обоснованием возможности создания понтийского государства. Документ был направлен на имя президента Парижской мирной конференции, Премьер-министра Великобритании и Ирландии, Дэвида Ллойда Джоржа.

Вот его содержание. На русском языке публикуется впервые!

Меморандум, представленный на мирной конференции 10 марта 1920 года.

Достопочтенный господин,

Нам сообщают, что армянский вопрос решен без всякого упоминания вопроса о Понте. Поэтому мы считаем своим долгом еще раз изложить вам притязания Понта и греческого населения, которое проживает от Синопа до Ризы.

Территория, о которой идет речь, включает в себя вилайет Трапезунда (исключая санджак Лазистам с почти чисто мусульманским населением) и санджак Самсун, Шаббин-Карахисар, Амасия и Синоп, и имеет площадь почти 50 000 квадратных километров.

Колонизированная греками еще в VII веке до н.э., она была частью греческого мира на протяжении двадцати шести последующих столетий. 

После латинского завоевания Константинополя в 1204 году на ней была образована Трапезундская империя Комнинов, которая капитулировала перед турками только через восемь лет после падения Константинополя (1461).
Население Понта составляет около 1 700 000 человек. Из них 850 000 — греки, включая четверть миллиона эмигрантов на юге России и Кавказе, ожидающих освобождения Понта, чтобы вернуться домой. Остальные фигурируют статистически как «турки», но на самом деле являются мусульманами разных национальностей. Особо следует упомянуть около 250 000 из них в округах Офф и Тонья, которые являются чистокровными греками по происхождению, потомками христиан, насильственно исламизированных 180 лет назад. Эти народы сохранили свою греческую речь и многие традиции.
Греческий элемент является стержнем интеллектуальной и экономической жизни страны. Осознавая этот факт, младотурецкое правительство попыталось изменить этнологический облик Понта путем систематического преследования греков, усилившегося во время войны. В результате этих гонений за последние пять лет 150 000 греков были депортированы из своих домов или вынуждены были искать убежища в России.
В ходе войны в Понте произошли некоторые события, имеющие большое политическое значение. Русская армия заняла Трапезунд 18 апреля 1916 года. Накануне эвакуации турок вали передал управление Временному греческому правительству во главе с митрополитом со словами: «У вас мы отняли эту страну и вам мы ее возвращаем». Этот местный греческий орган выполнял функции гражданского правительства в течение почти двух лет. Он учредил смешанные трибуналы, организовал жандармерию, набранную из представителей обеих национальностей, и собирал налоги. Он был признан русскими властями и турецким населением, а также местными представителями союзных держав и Соединенных Штатов. Об этом свидетельствуют документы, воспроизведенные в прилагаемом меморандуме.
Временному правительству греков удалось сохранить закон и порядок в течение всего этого смутного периода. Прилагаемая брошюра воспроизводит письма муфтия Трапезундского и Вехиб-паши, командующего 3-й турецкой армией, которые, обращаясь к митрополиту, признают, что «с момента вступления неприятеля в Трапезунд и до настоящего дня вам удалось управлять страной с помощью такта и мудрости, и мы с большим удовольствием признаем это и выражаем Вам наше искреннее восхищение и горячую благодарность»
 Стремление Понта сегодня состоит в том, чтобы обеспечить себе полную независимость. Компактные массы греческого населения являются основой этого стремления.
Если, более общие соображения делают это решение невозможным, мы осмеливаемся утверждать, что не будет преувеличением просить об автономном режиме, аналогичном тому, который ранее так успешно действовал в Ливане. С европейским губернатором, местным самоуправлением и местной жандармерией под руководством европейских организаторов.
Только такой режим может обеспечить понтийским грекам элементарные условия достойного человеческого существования. Кроме того, только такой режим мог бы сделать возможной репатриацию понтийских греков, разбросанных по Южной России и Кавказу и насчитывающих в общей сложности более 200 000 человек. В том числе около 60 000 человек, бежавших из страны из-за преследований во время войны.
Горький пятивековой опыт убедил нас в бесполезности бумажных реформ и бумажных гарантий  в Турции. Европейское давление на Блистательную Порту бесполезно для защиты, пошедшего на компромисс, греческого населения Понта.
Турки считают, что греки оказали помощь союзникам в их попытке восстановить Кавказский фронт после распада России (в 1918 году) и требуют автономии. Упомянем только об одном факте, который дает представление о турецкой добросовестности. К началу 1918 года турецкая армия вновь заняла район Трапезунды. Нерегулярные банды, сопровождавшие армию и имеющие официальное покровительство, получили полную свободу действий в сожжении и разграблении христианских деревень. В это время генерал Вехиб-паша с трагической иронией писал Временному греческому правительству и благодарил его за «благородную и отеческую защиту, оказанную им мусульманскому элементу». Когда полководец въехал в Трапезунд, он посмотрел на запустение, царившее в регионе, и смирился со свершившимися фактами.
Подобные преступления по-прежнему совершаются в Понте, несмотря на перемирие. Они будут продолжаться до тех пор, пока мирная конференция не предпримет шагов для того, чтобы вывести эту отдельно взятую территорию из-под турецкого управления. С другой стороны, организация местного самоуправления принесет с собой положительные результаты, примером которых является случай с Ливаном. Это обеспечит христианскому населению его права и позволит двум национальностям мирно жить бок о бок.
Всегда ваши, сэр.
С высочайшим уважением.
 Архиепископ Хрисанф, Константин-Ясон Константинидис, Сократес Икономос.
Достопочтенному Дэвиду Ллойду Джоржу
10, Даунинг стрит, Лондон

Севрский договор не был ратифицирован турецким меджлисом. А в сентябре 1920 г. Турция, получив значительную военную и финансовую помощь от большевиков, начинает крупномасштабную зачистку территорий отошедших другим странам.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Наш адрес:

г. Екатеринбург, Луганская 59/1

Email:  info@greek.su

Только новости!

Будьте на связи

Подпишитесь на нашу рассылку

© 2024. СРОО «общество греков «Рифей» – Все права сохранены. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x