Απόκριες, по-гречески, или в русской традиции Масленица — это три недели перед Великим понедельником, с которого начинается Великий пост. В России – это одна неделя. Апокриес, буквально “уход от мяса”, говорит, что в этот период у христиан принято не есть мяса. Латинское слово карнавал (Carneval, carnavale, от слов “Carne” – мясо и “Vale” – проходит) имеет то же происхождение.
Главной особенностью Апокриес являются ряженые шествия или маскарады. В разных районах Греции они имеют свои особенности и названия.
Каждый год окончание карнавала в Ксанти знаменуется сожжением “Цароса” – куклы, воплощающей все плохое, что могут ожидать жители в текущем году. Этот обычай существует уже много лет. Он был принесен беженцами из Самакова в Восточной Фракии и каждый год проводится жителями одноименного района города Ксанти. Напоминает сожжение чучела Масленицы в России.
В годы турецкого правления в этом месте было много богатых турок которых греки называли «беями». Турки не позволяли грекам собираться и свободно общаться. После многочисленных протестов грекам разрешили собраться на Апокриес, свободно поговорить и решать свои проблемы. Мало-помалу они, в этот день, стали высмеивать турок. Обычай сохранился, и после завоевания независимости. С годами его сатирический и игривый характер усилился.
В этот праздник люди одевают устаревшую или смешно сшитую одежду, напоминающую о старине и шествуют по городу. После окончания шествия, названого “Бей”, фермеры имитируют пахоту и сбор урожая. Потом следуют скачки на ослах и ромейская борьба. После окончания борьбы народ собирается в тавернах. Там, вместе с ряжеными, развлекается, играя на традиционных национальных инструментах.
В последнее воскресенье Апокриес на площадях Кастории и в деревнях разжигают большие костры, которые называются Μπουμπούνες.
Фольклорные оркестры исполняют местные традиционные мелодии, после чего начинаются танцы, пока бубунис не погаснет и не унесет с собой злых духов. С это начинается очищение Великого поста.
В домах соблюдают обычай Χάσκαρη. После ужина все веселятся, наблюдая за стараниями всех членов семьи «поймать» вареное яйцо широко открытым ртом. Это яйцо веревкой привязано к деревянной палке, навроде удочки. Символика хаскари связана с Великим постом. Яйцом закрываются уста на пост, яйцом вновь открываются в Светлое Воскресение.
Корни традиции теряются в глубине времен. Пиршества с большим количеством вина, танцами, пением являются визитной карточкой мероприятия.
Οι Φανοί (фонари) — это большие костры, которые зажигаются в различных районах Козани. Местные жители поют карнавальные песни о смешных ситуациях и людях. Во время Апокриеса каждый день в районе зажигается собственный «Фонарь». В последнее Воскресенье праздника, которое еще называют Μεγάλης Αποκριάς, во всех кварталах зажигаются «Фонари», и до утра в городе идет безудержное веселье.
Здесь исполняют обряд Μπαμπόγερος (Бабогерос). Делают это в Чистый Понедельник. Рано утром в деревню входит человек одетый в черные и коричневые козьи шкуры, высокий остроконечный колпак, увешанный разноцветными лентами. Украшенный колокольчиками и бусами. Но перед этим он получает благословение матери и идет в церковь Святой Анны, что бы получить ее благословение. После этого он заходит в каждый дом, для того чтобы изгнать злых духов и принести здоровье и удачу.
Завершается все постным пиршеством и особым танцем Μπαμπόγερων на центральной площади.
В Наусе Апокриес отмечают шествием и танцем “Μπούλες” (Булей) на центральной площади. Буль – это ряженый, как правило мужчина иногда мальчик. Весь этот замес называется “μπολούκια”. Отличительной особенностью булукьи является костюм участников. В нем используются дорогие ткани и очень много серебряных украшений. Многие изделия из серебра, украшающие жилетку костюма, являются редкими и бесценными семейными реликвиями. Из-за дороговизны такие костюмы нечасто шьются заново. В них, как правило, используются детали от прошлогоднего торжества. Голову буля украшает сложная повязка, которую повязываю только мастера этого дела. И завершает наряд светлая раскрашенная маска.
В последнее воскресенье перед началом Великого поста в разных районах города разжигаются костры “Τζαμάλες” (Цамалес). Вокруг них, до рассвета, устраивают пир с танцами и вином. Обычай существует с 19 века и проходит ежегодно. Он считается очищением от всего плохого и открывает дверь новому году.
Здесь на масленицу сохранился обычай “Κουδουνοφόροι” (Звонари). Молодежь надевает костюмы, для которых характерна красная накидка, штаны из козлиной шерсти, вязанные маски и высокая шляпа из цветных лент, украшенная лисьим хвостом. На поясах вешают несколько колокольчиков. Ряженые танцуют на улицах. Звонят колокольчики. Старшие прощают грехи младшим. Молодежь целует им руки и дарит апельсин. На площади проводится условная свадебная церемония.
В последнее Воскресенье перед постом проходит шествие от района Χάρμαινα, где раньше находились мастерские по выделке шерсти, вниз, к центру. Впереди колоны идет чучело “στοιχειού”. За ней следуют феи, эльфы и другие странные существа. Само чучело – это мифический, гипертрофированный образ некоего Константиса, работавшего в кожевенных мастерских. Он убил себя потеряв любимую. И с тех пор слоняется по улицам города, скорбит о юности и утраченной любви.
Утром, в Воскресенье, перед постом, которое еще называется Τυρινή (Тирини) жители острова – молодые люди, одетые в брюки с поясом на талии, в традиционных жилетах, украшенными крестами с цветными лентами, отправляются в путь к церкви Панагия Эпанохориани. Их сопровождают музыканты, которые поют мантинады.
В последнее воскресенье Апокриес, жители острова, мужчины, одетые в грубую одежду, несут в руках лодку из тростника и дерева – “Трату”. У Тратареев (так их называют) нарисован крест на лбу и щеках. Они ходят по всему городу, танцуя и распевая непристойные песни, а иногда забрасывая сети, в которые ловятся прохожие. Толпа, которая следует за тратареусом с тратареями, состоит из людей в масках. Они поют, танцуют и пьют. В сумерках марш заканчивается на пляже, где они «забрасывают» свою трату в море. Застолье и танцы продолжатся в домах до утра. Это обычай, символизирует пиратов, которые когда-то опустошали острова Эгейского моря и наводили страх и ужас на жителей.
Главными фигурами острова Скирос на Апокриес являются Старик, Корелла и Фрэнк. Главный персонаж старик – одет в черный плащ и светлые штаны. Это традиционная одежда пастухов острова. Лицо закрыто маской из козьей кожи. На поясе подвешено много колоколов, вес которых может достигать нескольких десятков килограмм. Корелла – женщина, сопровождает его повсюду. Улочки Скироса каждый год на Хэллоуин наполняются звоном колоколов, и зрелище действительно впечатляет. Эта многолетняя традиция напоминает о стихийном бедствии, уничтожившем все стада острова. После этого бедствия пастух взяв колокольчики погибших животных обошел деревню, чтобы сообщить остальным плохие новости.
Во время Хэллоуина на Закинфе устраиваются танцы, парады и другие мероприятия. В Воскресенье в Апокриас проходит карнавальный парад, в котором на платформах везут фигуры со всех районов острова. Завершаются события “Похоронами Маски”. Там место мертвеца занимает самая большая фигура, а за ней следуют скорбящие родственники. Карнавал проходит во всех деревнях острова.
Это мы рассказали далеко не о все районах Греции, где отмечают Апокриес. А о каких знаете вы? Пишите в комментариях.