Истории исследования чеканки монет Трапезундской империи вот уже 200 лет. За это время было много находок и много написано статей. На сегодня серебряные и золотые монеты императоров Трапезунда известны только со времени правления Мануила I Комнина (1238 – 1263). Ни для Алексея I Великого Комнина (1204 -1222), ни для Андроника I Гида (1222 – 1235), ни для Иоана I Аксуха (1235 – 1238) история не спешит нам открыть тайны монетной чеканки. По все видимости в первые десятилетия становления империи, основанной внуками византийского императора Андроника I Комнина, она обходилась византийскими монетами, никак не выделяясь своей монетной продукцией.
Эта статья не является нумизматическим исследование и не претендует на полноту охвата монетной чеканки Великих Комнинов. Она демонстрирует лишь то, что с момента основания и до заката, Трапезундская империя имела все признаки государства, в том числе и собственную денежную систему.
Вначале и при Мануиле монетное дело было не очень развито. Первые монеты очень походили на византийское вогнутое (скифатное) изделие. Они чеканились в Константинополе. Являются очень редкими. Сегодня таких монет наберется не более трех десятков во всех крупнейших музеях Европы. Естественно эти деньги не играли заметной роли в экономике империи.
А вот появившиеся потом аспры известны в тысячах экземплярах. Они разошлись по всему побережью. Такой всплеск монетного дела связан с образованием монгольской империи Ильханов. Трапезунд превратился в торговца-посредника. Мимо него стали проходить торговые пути в Константинополь и далее в Европу. Эти монеты были столь популярны, что их копировали все кому не лень. Эта монета стала символом Трапезунда. И с различными вариациями по весу, рисунку и содержанию серебра чеканилась много лет.
Начиная с Алексея II (1297 – 1330) появляется второй монетный тип трапезундского аспра – “Всадник”. Эта монета постепенно деградируя, сохранялась до конца империи.
К закату империи Великих Комнинов монета настолько измельчала, что ее называют «пол-аспра» и даже «четверть аспра». На изображении, приведенном ниже, монета времен императора Иоанна IV Калоиоана. Хорошо виден низкий рельеф изображения. Такая монета уже напоминает русскую “чешуйку”.
Так начиналось и так закончилось монетное дело в осколке византийского государства – Империи Великих Комнинов. Находясь в мусульманском окружении и отслеживая изменение стоимости благородных металлов в Передней Азии, они, при проведении собственных реформ, ориентировались на византийскую денежную единицу – перпер. Судьба аспра в годы последовавших перемен на просторах Балкан и Причерноморья неизвестна. Можно лишь с уверенностью предполагать, что собственная денежная система Трапезунда уже пришла в окончательный упадок в 1440-е гг., и для ее возрождения уже не было ни условий, ни ресурсов, ни возможностей. На это указывает не только отсутствие монеты Давида, но и редкость аспров его старшего брата.
В статье использовались материалы из работы А. Л. Пономарева "ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ТРАПЕЗУНДСКОЙ ИМПЕРИИ".