Четверг, 21 ноября, 2024

ОБЩЕСТВО ГРЕКОВ

СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Главная » Греки Трапезунда. С XVI по XX век.

Греки Трапезунда. С XVI по XX век.

0 коментариев

Город Трабзон на северо-востоке Турции, исторически известный грекам как  Трапезунд имеет богатое эллинское прошлое. Он был основан греками в 8 веке до нашей эры и существовал как колония Синопа. Сегодня город называется Трабзон. Так же называется провинция, в которой он расположен. Трапезунд был важным городом с точки зрения торговли во времена Римской империи. Его положение позволяло извлекать выгоду из торговли между Персией и европейскими провинциями Рима.

Между 1204 годом и временем прихода к власти османов (1461) Трапезундская империя, основанная Алексием Комнином, контролировала часть торговли на Черном море. Делала это в тесном сотрудничестве с Грузинским царством царицы Тамары. После завоевания османами Византийской империи в 1453 году, Трапезундская империя смогла просуществовать до 1461 года.

С 1540 года, греки жившие на побережье постепенно перебирались в Константинополь и Иберию, в поисках лучших условий жизни. Для тех, кто жил дальше к югу, во внутренних районах Понта, сделать это было сложнее. Поэтому они, как правило, оставались в исторических районах проживания.

Церкви были превращены в мечети. Дворцы правителей династии Комнинов были захвачены и стали домом новых тюркских правителей. Оставшееся греческое население было вынуждено жить за пределами города в непосредственной близости от церкви Святой Софии. Грекам было запрещено пересекать границы города.

Церковь Святой Софии. Трапезунд

В 1665 году орда турок-фанатиков совершила набег на район Святого Филиппа, выгнав греков из их домов и впоследствии захватив церковь, которую они превратили в мечеть. Митрополиту удалось бежать от турок, и он скрылся в церкви святого Григория Нисского, которая впоследствии стала новой резиденцией метрополита Трапезунда. Оставшиеся греки бежали в соседний регион Тонья. Там, через некоторое время, их принудили принять ислам. Это было обычной практикой во времена Османской империи. Богатые и влиятельные греческие семьи Трапезунда, такие как Мурузис, Ипсилантис, Ризи и другие, бежали в соседнюю Россию или в Константинополь.

Всеобщее преследование греческого христианского населения Трапезунда продолжалось до реформ периода Танзимата, которые были осуществлены в 1839-1876 годах. Серия реформ 1856 года, известных как Хатт-и-Хумаюн, обещала полное юридическое равенство для граждан всех религий. Греки, наконец, смогли вести свою повседневную жизнь на равных, и в последующие десятилетия извлекли из этого пользу.

Музей Трабзона, построенный в начале 1900-х годов греческим банкиром Константиносом Теофилактосом

К началу 20-го века греки Понта владели многими зданиями и очень приличным имуществом. 37 официальными благотворительными и культурными фондами, 1047 школами (начальными и дошкольными). 10 средними школами (насчитывающими 1236 учителей и профессорско-преподавательского состава и 75 953 учащихся). 22 монастырями и 1139 церквями под руководством 1459 священников. Большая часть этого богатства была сосредоточена вокруг Трапезунда.

Согласно данным, собранным британским консулом, объем перевозок через порт Трапезунда вырос в среднем с 15 225 тонн в год в начале 1830-х годов до 61 664 тонн в год двадцать лет спустя. С 177 861 тонн в год в начале 1870-х годов до 483 732 тонн в год в начале 1890-х годов. К 1882 году пароходы 5 различных компаний еженедельно заходили в Трабзон.

Благодаря такому расширению торговли, к началу 1900-х годов греки значительно увеличили свой капитал. Из 5 действующих банков в Трапезунде 3 принадлежали членам греческой общины: Теофилактосу,  Капаяннидису и Фостиропулосу. 4-й был филиалом Османского банка, а 5-й – филиалом Афинского банка.

Служащие банка в Понте, 1915 год

Греки оказывали влияние и на общественную жизнь. Они принимали участие в политическом управлении, судебной системе, финансах, сельском хозяйстве и промышленности. В судах первой инстанции, апелляционном суде и коммерческом суде в каждой секции было по одному греку. В сфере финансов они работали в отделе сбора налогов, комитете по смете, табачной монополии, филиалах Османского и сельскохозяйственного банков и управлении государственным долгом. Также работали в комитете по образованию и в средних школах. Они внесли важный вклад в инженерное дело и общественные работы в качестве инженеров. Многие работали в почтовой и телеграфной службах в качестве операторов.

Греки Трапезунда прославились строительством многочисленных церквей, некоторые из которых стоят до сих пор. Святая София, построенная в 13 веке, является, пожалуй, самой известной греческой православной церковью. Греки также построили множество зданий в городе. Павильон “Ататюрк” на самом деле является зданием, построенным в 1890 году богатым греческим банкиром Константиносом Капаяннидисом. Музей Трабзона был построен в начале 1900-х годов банкиром Костантиносом Теофилактосом. Другим примечательным зданием является учебный центр Трапезунда (Фронтистерия), который был основан в 1682 году.

Понтийская греческая семья в Керасунде (ныне Гиресун), 1910 год.

По словам Бранта, британского консула в Эрзуруме, население Трапезунда в 1835 году составляло от 25 000 до 30 000 жителей, от 3500 до 4000 из которых были греками (~13% греков). Мусульмане жили в обнесенной стеной части города, в то время как христианская часть населения жила за пределами стен. В последующие 50 лет число греков, проживающих в городе, значительно увеличилось. Согласно Д.И. Экономидесу, в начале 20-го века Трапезунд насчитывал 50 000 человек, 15 000 из которых были греками (30% греков). К 1910 году число греков, проживавших в провинции Трапезунд, превысило 200 000 человек.

К началу 20-го века греки Трапезунда составляли часть буржуазии. На многих фотографиях того времени они были роскошно одеты: мужчины в костюмах, сшитых на заказ, а женщины в богатых шелковых платьях. Их часто видели путешествующими в экипаже на свои виллы, расположенные на окраине города (фото в начале статьи).

В 1919-1920 годах началось преследование греков Трапезунда вслед за преследованием армянского населения города. Греки были отправлены в походы смерти в горы Битлиса. Большинство из них погибло. Остальные были насильственно отправлены в Грецию в рамках обмена населением между Грецией и Турцией (1923). Эти события положили конец почти трехтысячелетнему присутствию эллинизма в регионе.

Сегодня в регионе проживает значительная община грекоязычных мусульман, большинство из которых родом из окрестностей Тоньи и Оф. Они говорят на понтийском языке.

Как пишет Майкл Миикер: “Турки, поселившиеся вдоль Черноморского побережья Малой Азии, впервые столкнулись по большей части с населением, говорящим по-гречески, а не по-лазски, и образ жизни, который переняли эти турки, был усвоен от носителей греческого языка”.

Таким образом, несмотря на то, что большинство греков было истреблено или вытеснено, греческое присутствие все еще ощущается в Трапезунде и его окрестностях, благодаря его историческим церквям и зданиям. И конечно же квазигреко-турецкой культуре, которая сохраняется его жителями.

1 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Наш адрес:

г. Екатеринбург, Луганская 59/1

Email:  info@greek.su

Только новости!

Будьте на связи

Подпишитесь на нашу рассылку

© 2024. СРОО «общество греков «Рифей» – Все права сохранены. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x