Понт был древней культурной областью на побережье Черного моря, где процветали различные народы и цивилизации со времен Скифии. Ритуалы и обычаи в Понте отражают этнокультурное многообразие этой области. У христианской части населения они были похожи, но имели различия в зависимости от региона.
Серию статей о погребальных обрядах, верованиях и приметах начнем с региона Санты и Кромни – древних поселений понтийских греков.
В этих местах, как и везде, было много суеверий. Например, если кому-то приснится, что у него выпал зуб, это значило что умрет родственник.
Сов на крыше дома прогоняли, потому что считалось, что они являются вестниками смерти.
Воющая собака была еще одним вестником смерти и ее прогоняли. Смерть предсказывала курица, которая начинала кукарекать как петух. В этом случае курицу резали.
Когда человек, который был очень болен, понимал, что его смерть близка, он звал своих родственников, чтобы дать им свое благословение. Сообщал свои пожелания, а родственники целовали руку умирающего.
Для умирающего считалось грехом не причащаться. Когда священника не было рядом, умирающему давали святую воду, которая хранилась рядом с семейными иконами.
Около умирающего, люди переставали плакать, чтобы его не испугать и его душа не покинула тело.
Если во время агонии тело шевелилось, считалось, что умирающий видел ангела, который пришел забрать его душу.
Когда человек умирал мирно, считалось, что у него было очень доброе сердце.
Когда у человека была тяжелая смерть, считалось, что его родители наложили на него проклятие или, в некоторых случаях, что человек ожидал приезда родственника из-за границы!
Если умирающий вспоминал об ушедшем родственнике, то ему давали его фотографию или принадлежавшую тому вещь, чтобы человек спокойно умер.
Странствующие торговцы и рабочие-мигранты часто умирали вдали от своих кровных родственников. Понтийские греки верили, что душа может оказаться в опасности, если близкие не присутствовали при смерти. Поэтому у них с собой были предметы одежды, принадлежащей родственнику.
Сразу после смерти человека звонил церковный колокол. Жители деревни прекращали работу и шли в дом покойного, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Дом покойного наполнялся людьми. Маленьких детей, живших в доме, отправляли к родственникам. Кто-нибудь опорожнял емкости с водой, которые были в доме, поскольку считалось, что ангел смерти, перед уходом, мыл в них свои мечи.
У умершего должны были быть закрыты глаза и рот, выпрямлены ноги и скрещены руки. Тело обмывали и заворачивали в саван. В некоторых районах у умерших стригли ногти и в скрещенные руки вкладывали икону. Понтийские греки обычно заранее готовили одежду, в которую покойного оденут для погребения. Там где это бы возможно одежда была новая, не ношенная. Кремация тел была запрещена.
В районе Орду, в богатых семьях на тело покойника надевали дорогие украшения.
Как только покойный был одет, тело укладывали в постель, пока не был готов гроб. Его, бесплатно, изготавливал плотник. Если покойных был стар, сверху гроба размещали кусок черного материала. Когда покойный был молод, гроб укрывали разноцветными тканями. Если покойный был священником, его не клали в гроб, а усаживали на стул, сделанный специально для этой цели.