Пятница, 19 апреля, 2024

ОБЩЕСТВО ГРЕКОВ

СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Главная » ГРЕКИ РОССИИ: ТИФТИКИДИ НИКОЛАЙ ФОМИЧ

ГРЕКИ РОССИИ: ТИФТИКИДИ НИКОЛАЙ ФОМИЧ

0 комментарий

Николай Фомич Тифтикиди родился 11 августа 1921 года в Боржоми Тифлисской губернии.

Имя Николая Тифтикиди особенно дорого ростовчанам – консерваторцам старшего и среднего поколений. С деятельностью Николая Фомича и его коллег минувшего времени связан ответственный исторический этап становления донского музыкального вуза. Николай Фомич был одним из тех, кто с момента организации РГМПИ–РГК отдавал свой талант музыканта и педагога на благо общего дела, закладывая основу для формирования и дальнейшего развития современного образовательного учреждения. В лице Николая Фомича, педагогически ярко одарённого, наделённого редкими душевными качествами, его студенты обрели прекрасного и глубоко ими почитаемого Учителя.

После открытия музыкально — педагогического института в Ростове-на-Дону (1967) Николай Фомич Тифтикиди был приглашён на кафедру теории музыки и композиции для преподавания теоретических дисциплин. Спустя год он стал руководителем этой кафедры (1968–1976). Позднее, с 1976 по 1984 годы, занимал должность проректора по научной работе. Николай Фомич глубоко ощущал свои семейные и национальные корни. Вспоминая родителей, их нелёгкую судьбу, вновь и вновь остро переживая события собственного детства и юности, он с гордостью подчёркивал, что родился в семье потомственных понтийцев.

Когда маленького Нико Тифтикиди отдали учиться в музыкальную школу (1929, Баку), сначала по классу фортепиано, а затем скрипки, он самостоятельно начал осваивать игру на понтийской лире.

В годы консерваторской учёбы (с 1941, Баку), прервавшейся из-за ссылки семьи в Казахстан, он осознал, что глубоко любит музыку, что ему интересен педагогический труд. Он испытывал глубокую признательность к своему учителю Николаю Семёновичу Чумакову, который поддерживал талантливого студента и верил в него. В 1990-е годы, когда Николай Фомич готовил к публикации сборник своих научных работ («Проблемы музыкального фольклора и композиторского творчества», 1992), он посвятил книгу «памяти дорогого Учителя – незабвенного Николая Семёновича Чумакова».

В жизни Нико Тифтикиди был светлый и счастливый период, связанный с переездом в Алма-Ату. Там, после многих лет мытарств, в ссылке, он получил возможность закончить учёбу в консерватории (1952) и преподавать в музыкальном училище.

Там же Николай Фомич встретил свою будущую жену, дорогую его сердцу Эмилию Афанасьевну. У них родилась нежно любимая дочь Елена. В Алма-Ате Нико узнал о своей реабилитации (1955). Вскоре его пригласили в Алма-Атинскую консерваторию на кафедру теории музыки (1956), которую тогда возглавлял широко известный учёный, профессор Иосиф Игнатьевич Дубовский. Он был одним из авторов ценного в научном и методическом отношении учебника гармонии, выдержавшего много изданий и широко применяемого в отечественной педагогической практике.

Встречи с подобными людьми высокой чести и достоинства из сферы музыкальной науки и педагогики были своего рода вехами на жизненном пути Николая Фомича. В Алма-Ате он включился в научную работу, связанную с исследованием казахской домбровой музыки. Верный себе, он первоначально освоил игру на казахской домбре. После чего создал серьёзный и основательный научный труд, с присущей ему ответственностью подходя к обоснованию каждого положения упомянутого исследования.

Николай Фомич стремился подвергать тщательной проверке любой из выдвигаемых научных тезисов, чему способствовали консультации авторитетного учёного, музыкального теоретика Валентины Николаевны Холоповой. С ней Николай Фомич был дружен все последующие годы.

Подготовленную научную работу Николай Фомич защитил в качестве кандидатской диссертации (1977, Ленинград). Его исследование «Система ритма и темпа домбровой музыки Западного Казахстана», было оценено как важный вклад в изучение инструментальной музыки казахского народа. Оно, с благодарностью, было воспринято в Алма-Атинской консерватории. 

Годы работы на кафедре теории музыки и композиции Ростовского музыкально — педагогического института стали для Николая Тифтикиди не только продолжением его профессиональной деятельности, начавшейся в Алма-Ате, но и неким новым жизненным этапом. Николай Фомич по-прежнему с увлечением и подъёмом занимался научными исследованиями. Его музыкально — теоретические статьи регулярно публиковались. Однако ведущей всё-таки была педагогическая работа. Движимый желанием обновить музыкально – теоретические курсы (среди которых выделялся сложный и крайне важный курс гармонии), он стремился приблизить учебные курсы к требованиям современности.

В 1998 году Николай Фомич, с женой, переехал в Москву и сосредоточился на сфере музыкально — просветительской деятельности, воспринятой им как служение культуре греческого народа. Николая Фомича и ранее воодушевляла благородная цель – возрождение культуры греков Причерноморья. Он вложил немалый труд в организацию Первого Всесоюзного фестиваля греческой культуры и искусства – серии концертов в России, Греции, на Кипре (1990). В подготовку Всероссийского конкурса исполнителей на понтийской лире (1992). В создание греческого культурного центра «Арго» (1991–1993) и т. д.

Позднее Николай Фомич уделял большое внимание проблемам аудиозаписи, расшифровки и нотации греческих песен (1993–1999) и очень гордился тем, что в 2001 году в греческом городе Салоники состоялась презентация составленного им сборника «110 мелодий понтийских песен».

Скончался 27 мая 2014 года.

Источник greekmos.ru

Более подробно о Николае Фомиче и его работах вы можете узнать из статьи МИНАСЬЯНЦ АРАКСИИ СУРЕНОВНЫ – МУЗЫКА ПОНТИЙСКИХ ГРЕКОВ В СУДЬБАХ «БАКИНСКОГО ОРФЕЯ» И ЕГО СЫНА

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Наш адрес:

г. Екатеринбург, Луганская 59/1

 

Email:  greek_su@mail.ru

Только новости!

Будьте на связи

Подпишитесь на нашу рассылку

© 2024. СРОО «общество греков «Рифей» – Все права сохранены. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x