После падения Трапезунда под натиском турков, система образования Понта столкнулась с серьезными трудностями. Этот город, основанный греками-ионийцами в 756 г. до н. э., на всем протяжении периода османского ига был центром науки.
В течение первых двух столетий османского владычества литература была не в почете. Опорой образования стали монастыри. Монахи копировали многочисленные рукописи. Это помогло развить минимальный уровень образования в близлежащих деревнях.
Выдающийся византинолог Стивен Рансиман связывает образование в Понте с существованием монастырей. Монахи содержали библиотеки и регулярно их пополняли.
Со временем начали развиваться города и сформировался зажиточный класс. И уже образованные понтийские христиане помогали монастырям.
Поработители народов Византии, находились в постоянном состоянии войны. Они не занимались развитием наук, но нуждались в высокообразованных кадрах. Основную часть дипломатов, переводчиков, советников и представителей науки составляли потомки создателей древнегреческой и византийской цивилизаций.
В Трапезунде, в 1682 году, известный ученый своего времени Севастос Киминитис открыл свою школу. В дальнейшем она стала высшим учебным заведением и очагом образованности для всего региона. “Школа” Трапезунда позже получила название “Фронтистирио”. В ней готовились высококвалифицированные кадры.
Севастос Киминитис Трапезундский был родом из небольшой деревни в соседнем районе Ходжес, Кимина. Он учился сначала в Трапезунде, а затем в Константинополе. Там, в 1671 году, стал известным преподавателем и схолархом Великой национальной школы. В схолархии он сменил Александроса Маврокордатоса. Тот подал в отставку не найдя общего языка с учениками.
Киминитису предложили место преподавателя греческой школы в Москве. Он же предпочел вернуться на родину, в Трапезунд, и помогать своим соотечественникам. Он преподавал в Трапезундской Фронтистирии в течение шести лет. Позже он был назначен преподавателем в греческую школу Бухареста. Там он много работал и и внес значительный вклад в распространение греческого образования.
В развитие образования Понта внесли большой вклад и последующие директора Фронтистирио: К. Ксантопулос, И. Вергадис, И. Пархаридис и др.
В начале 18 века Фронтистирио был закрыт. Вновь он был открыт Саввой Триандафилиди в 1817 году.
В 1902 году он разместился во внушительном четырехэтажном здании на набережной Трапезунда (работа архитектора Александроса Какулидиса). Это здание несет на себе элементы неоклассицизма, с ионическими колоннами и фронтонами. Расходы на его строительство были полностью покрыты греками Трапезунда и диаспоры.
Деньги на строительство Фронтистирио и других образовательных учреждений были даны тремя крупными банкирскими домами Трапезунда: Капагианнидиса, братьев Фостиропулос и Адама Теофилактоса
Греческие студенты стекались во Фронтистирио со всех концов Понта, Турции и России. Его выпускниками укомплектовали все начальные школы от Турции до Кавказа и Румынии. Многие выпускники Фронтистирио, стали священниками.
Из его стен вышли многие известные деятели Понта. О некоторых из них мы писали. Это Никос Капетанидис, Матеос Кафидис, Филон Ктенидис и др.
После 1908, появления младотурок и начала гонения на греков университет был заброшен фактически до последнего времени.
На сегодняшний день здание университета “Фронтистирио” существует и используется турецкими властями для нужд трапезундского (анатолийского) лицея.