Илья Иванович – многогранная личность, с глубокой любовью к понтийским традициям. Он много лет служил танцам, лире и понтийской культуре в целом. Его исследовательский дух ежедневно извлекал и копил все те культурные ценности, которые составляют нашу понтийскую идентичность.
В течении многих лет он щедро делился этим богатством руководя национальными греческими танцевальными и музыкальными коллективами.
Мы благодарны, тому что он живет рядом с нами. Тому как много он вложил в сохранение нашего культового инструмента – лиру. И в нашу культуру в целом!
Илья Иванович – преподаватель истории c 30-летним стажем. Но настоящим делом всей своей жизни он считает лиру и сохранение понтийского диалекта греческого языка.
Илья Иванович – уникальный, фантастический человек. Счастлива, что могу отныне с полным правом на то говорить, что знаю этого человека и испытываю чувства радости и гордости, что у греков России есть такой великий подвижник нашей народной культуры. Ксения Георгиади.
В этой публикации изложу часть нашей с ним беседы о жизни, музыке, судьбе преподавателя и человека, который стремится сохранить культуру понтийцев.
Илья Иванович вы помните свое первое публичное выступление?
Да. Мне было 14 лет. Я уже тогда играл на лире. В школе, где я учился проходило мероприятие. Сейчас не помню какое. Наш директор преподавал музыку и физкультуру. Он знал, что я играю на лире. Тогда были очень популярны пирамиды из спортсменов. Вот я и озвучивал построение такой конструкции.
Кто был вашим учителем?
Меня обучил игре на лире мой отец, Иван Ильич. Он прекрасно владел инструментом. При этом изготавливал лиры сам. Я настолько полюбил этот инструмент, что взял его с собой в армию. Благодаря ему попал в ВМФ СССР.
А как давно вы решили пропагандировать понтийскую культуру?
В конце восьмидесятых годов прошлого века. Мы создали, единственный, на то время, в России, греческий национальный ансамбль “Ирини”.
Это не мешало вашей основной работе?
Не мешало. В то время учителя и врачи были никому не нужны. Учительство пришлось оставить. Потом был Кипр и много чего. И это, конечно, не способствовало развитию национальной культуры.
Илья Иванович сколько песен в вашем репертуаре?
Песен много – сотня, может и больше. Многие из них знаю наизусть. У меня есть специальный альбом куда я записываю песни на понтийском языке. Там есть песни которые сочинил я и которые услышал в своих поездках. Для каждой песни я даю перевод на русский. Описываю значение отдельных слов. Ритм музыки и название танца. Понтийские песни всегда лучше звучат в паре с танцем. Танец придает им дополнительную эмоциональную окраску. Смысл если хотите.
Я также считаю, что песня это хранилище понтийского языка. Изучая и исполняя песни можно освоить этот древний диалект. Без всякой грамматики и правил. Просто начать говорить. Потом можно подтянуть и грамматику если нужно. А песня поможет в ежедневном общении.
Организация выступлений, ученики все это требует средств и за частую немалых. Кто вам помогает в вашей работе?
Это больной вопрос для меня. Почти всегда бремя расходов ложится на родителей и родственников выступающих. Помогает нам муниципалитет Предгорного района. И хотя мы в ДК получаем средства на уровне прожиточного минимума, это больше того что нам дают частные спонсоры.
А как же многочисленные греческие общества? Да и состоятельных греков сейчас не мало.
Из состоятельных могу упомянуть только Ивана Игнатьевича Саввиди. Он открыл для нас греческие святыни, такие как Сумела Панагия. Он помогает нам в организации некоторых мероприятий. Не знаю как в других районах, здесь, в Предгорном районе, мы не получаем регулярной спонсорской помощи. А, именно, постоянная финансовая помощь, могла бы помочь в сохранении понтийской культуры. Воспитании новых музыкантов, танцоров и певцов.
А что касается греческих обществ, то они культурой особо и не интересовались. Когда они стали массово возникать в конце 80-х годов прошлого века, я подумал, что они помогут творческой части понтийского населения сохранить и развить культуру понтийцев. Но вышло иначе. Они отвергли совместную работу с советом старейшин, женским советом и советом молодежи. Быстро коммерциализировались. И фактически стали вотчинами их председателей. Не все, конечно. Общества Ростова и Владикавказа и посей день оказывают помощь в сохранении понтийских традиций и культуры. Это на Юге России. Про другие регионы не могу сказать.
В завершении этой части интервью предлагаю посмотреть замечательный репортаж Марии Лазариди об Илье Ивановиче Петанове.