Четверг, 21 ноября, 2024

ОБЩЕСТВО ГРЕКОВ

СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Главная » Епископ Зелинский новомученик/Ἅγιος Εὐθύμιος Ζήλων

Епископ Зелинский новомученик/Ἅγιος Εὐθύμιος Ζήλων

0 коментариев
Ефимий Зилон

Святой Евфимий родился 6 июля 1876 года в деревне Паракила на острове Лесбос. В возрасте девяти лет он поступил в “школу Леймония”, расположенную в монастыре Леймонос. Её он окончил в 1892 году.

Постригся в монашество игуменом монастыря, архимандритом Анфимом (Георгиеллисом). Он дал ему имя Евфимий. Следующие восемь лет он практиковал аскетизм в монастыре Леймонос.

В 1900 году он был направлен монастырем в духовную школу Халки, где учился с 1900 по 1907 год. Уже в 1906 году митрополитом Гревенским Агафангелом был рукоположен в сан диакона. Через год защитил диссертацию на тему: “Цель монашеской жизни на Востоке до IX века нашей эры”.

После окончания учебы вернулся на Лесбос. Там стал его главой Леймоносской школы. И плюс к этому странствующим проповедником (иерокериксом) Метимнской митрополии. Он занимал эту должность между 1909-1910 годами. В этот период он был известен своим мастерством оратора и глубоким содержанием своих проповедей. В 1909-10 учебном году он служил директором школы в муниципалитете Гера, в регионе Митилена.

С 1910 года рукоположен в сан священника. До 1912 года служил протосинкеллом Метимнской митрополии.

В 1912 году митрополит Амасии Германос Каравангелис, который сам был уроженцем Лесбоса, принял Евфимия в качестве своего генерального комиссара. Говорят, что сам Вселенский Патриарх Иоаким III впервые представил Евфимия митрополиту Герману, будучи осведомлен о талантах молодого священнослужителя. Таким образом, Великая Церковь Христова назначила Евфимия помощником Митрополита Амасии и даровала ему титул Епископа Зелы.  Он был рукоположен в сан архиепископа 12 июня 1912 года в Константинополе.

В течение следующих десяти лет, в разгар неблагоприятных и трагических событий, епископ Евфимий служил в обширной митрополии Амасии. Она была самой большой в Малой Азии. Включала в себя 340 православных общин и население состоящее из более чем 130 000 православных. Они были турками по внешности, но греками по идентичности. Он управлял митрополией Амасии в одиночку, из-за частых поездок митрополита Германа в Константинополь и Афины. Во время его пребывания в должности, в метрополии Амасии стали появляться признаки прогресса и возрождения. Начали формироваться молодежные и общественные организации. В 1913 году в округе Пафра и в деревнях Западного Понта он основал множество церквей. Несколько школ для мальчиков и девочек. Позаботился о надлежащем размещении священников и учителей.

Однако вскоре после этого начались великие гонения на анатолийских греков. Особенно в районах Самсуна и Пафры. С тех пор деятельность епископа Зелы превратилась в борьбу за облегчение жизни и укрепление веры. Он неустанно переходил с места на место, часто подвергаясь опасности. Испытывал лишения и недуги. Всегда приходил на помощь тем, кого он нашел в отчаянии или в изгнании, к бедствующим православным христианам.

На протяжении всей Первой мировой войны он призывал все школы и народ Понта оставаться едиными. Обращался к ним на ежегодной этнической церемонии. Она знаменовала массовое самоубийство 30-40 молодых девушек из деревни Хазар в 1680 году. Молодые девочки предпочли спрыгнуть со стен крепости (известной как “крепость Али”) в 150-метровую пропасть, чтобы не попасть в руки турок. Эта церемония проходила ежегодно, 25 марта.

В апреле 1917 года большие силы турецкой армии, посланные Рефетом Беле-пашой под командованием Мехмета Али, окружили монастырь Богородицы близ деревни Откая (Откаяда). Там находилась пещера под названием Магара (или Богородица Магары). Турки окружили 650 женщин с детьми 60 вооруженных повстанцев. После шести дней сопротивления большинство осажденных были убиты или покончили с собой. Захваченные турками молодые девушки и женщины были обесчещены, дети расстреляны, а мужчины обезглавлены.

В 1919 году, в ответ на этот акт, в преддверии Успения Пресвятой Богородицы, Евфимий собрал 12 000 повстанцев за пределами небольшого города Чагшур (Эсенчай). Ими командовал Кириакос Пападопулос. Повстанцы полностью уничтожили турецкие вооруженные силы города. С этого дня Евфимий разыскивался турками-кемалистами. Они считали его лидером повстанцев Западного Понта. Он и другие знатные люди были задержаны и подвергались жестоким допросам. Тюрьмы были заполнены христианами всех возрастов и социального статуса.

В 1921 году решением кемалистского правительства все митрополиты, епископы и архимандриты Понтийской области покинули Понт и оставили свои должности. Единственными иерархами, которые не подчинились этому приказу, были митрополит Трапезундский Хрисанф (Филиппидис), епископ Зелийский Евфимий и Протосингеллосский архимандрит Платон (Айвазидис) Амасийский.

21 января 1921 года кемалисты схватили епископа Евфимия и архимандрита Платона (Айвазидиса). Они были приговорены к смерти и заключены в тюрьму Суйя в Амасии.

Зная о жестоком обращении и пытках арестованных и желая облегчить их страдания, он обратился к кемалистскому правительству Анкары. Он попросил считать его единственным виновником. Наказать только его. Все это, чтобы освободить его товарищей по заключению. Однако ответа он не получил.

Его заключение было относительно мягким до Пасхи 18 апреля 1921 года. В тот день, незаметно для тюремщика, он вошел в зал, где содержалось много эмигрантов, чтобы утешить и ободрить их. В результате был изолирован в сырых подвалах тюрьмы. Благодаря показаниям других заключенных, которые спаслись, его пытки стали достоянием общественности. Его голос слышали, когда он, будучи за решеткой, пел панихиду за упокой усопших.

На сорок первый день своей изоляции, 29 мая 1921 года, совершенно измученный тяготами, лишениями и пытками, он умер в заключении. По иронии судьбы после его смерти верховный суд Анкары вынес ему приговор в котором содержалась строка: “… повесить, несмотря на то, что он уже мертв”. Его мертвое тело было повешено на центральной площади города вместе с другими приговоренными к смертной казни. Среди них политики, бизнесмены, журналисты и религиозные деятели местной греческой общины. Его тело тайно захоронили во дворе соседней церкви.

Епископ Зелы прожил свою жизнь, предпочтя веру и служение своей стране. Не убоявшись насильственной гибели. Он стал примером для других священномучеников, которые приняли смерть в следующем году, (Малоазийская катастрофа 1922 года).

30 мая 1936 года, в пятнадцатую годовщину его мученической смерти, монастырь Леймонос на Лесбосе отпраздновал открытие его бюста. С тех пор его образ напоминает паломникам о жертве пастыря, который положил свою жизнь за овец и не отступился от веры до самой смерти.

В 1992 году Священным Синодом Элладской церкви Евфимий был причислен к лику Святых.

А в 1998 году в честь святого была построена часовня в монастыре Леймонос, в Святой митрополии Метимны.

Наш адрес:

г. Екатеринбург, Луганская 59/1

Email:  info@greek.su

Только новости!

Будьте на связи

Подпишитесь на нашу рассылку

© 2024. СРОО «общество греков «Рифей» – Все права сохранены. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна