Начало смотрите здесь.
В Санте был такой обычай. Накануне Крещения готовились соленые лепешки. Они делались из кукурузной муки (τζουπαδένεν), а замешивать тесто должна была самая старшая в семье девочка (πρωτικόρ’). Есть эти лепешки на ночь должны были молодые люди соблюдавшие пост. И тот человек, который во сне им предложит напиться воды считался избранником или избранницей.
В туркоязычных регионах люди собирались в церкви и давали обеты священнику. Тот чей обет признавался самым достойным получал право зажечь факел и от него подпалить кучу сухого табака. Чем гуще был дым тем плодороднее должен был быть наступивший год.
На севере Греции в деревне Марина Науса долго сохранялся обычай принесенный выходцами из Карса. На Крещенский ход, люди, помимо крестов, свечей, хоругвей, несли с собой иконы, которые погружали в освященные воды. Освященные иконы затем носили вокруг поселения отгоняя злых духов.
Практически по всему Понту, а также в тех местах, куда переселились понтийцы сохранялся обычай вечером, на постном столе, зажигать свечи по количеству умерших близких плюс еще одну свечу за упокой души неизвестного. В Имере свечи зажигались в специальном месте дома – ‘ς σό πατιχάν – и все стояли и молились пока свечи догорали.
Τά Φώτα θέλω τό κερί μ’
και τών Ψυχών κοκκόπα
και τήν Μεγάλ’ Παρασκευήν
έναν μαντήλ’ δακρόπα.
или такой вариант:
Τά Φώτα φέρε ‘με κερίν
και τή Χριστού φετήρα
κα τ Μεγάλ’ Παρασκευήν
έναν μαντήλι δάκρα
В Трапезунде свечи зажигали утром, за каждого умершего произнося: “Ο Θεόν νά σχωρά ‘τον“. И после всех своих ставили свечу за неизвестного.
Сразу после Крещения начиналось время свадеб вплоть до Сыропустной недели.