Вторник, 7 января, 2025

ОБЩЕСТВО ГРЕКОВ

СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Главная » КРЕЩЕНСКИЕ ОБЫЧАИ ПОНТА

КРЕЩЕНСКИЕ ОБЫЧАИ ПОНТА

0 коментариев

Около 2-х недель осталось до одного из главных праздников для греков – Крещения Господня, по-понтийски τα Φώτα. Само таинство крещения – φωτία. Основные христианские обряды этого праздника во всем мире: погружение в воду и освящение (ευίασμαν) воды, и не только воды

В это время понтийцы много молились у домашнего иконостаса и, конечно же, участвовали в общем богослужении. Посещение церкви было святым и непреложным обычаем. Как только начинали звонить колокола мужчины и женщины бросали все работы, закрывали лавки и спешили в церковь.  А имена тех, кто не был в храме были на устах у всех.

Στήν εκκλησία τρέξατε, μέ προθυμίαν μπήτε, ακούσατε τήν προσευχήν, κι άν είναι ορισμός σας καί ό Χριστός μας πάντοτε νά είναι βοηθός σας.”

Строго соблюдался однодневный крещенский пост. Перед праздником почти во всех домах ели вареную пищу: картофель (καρτόφα), фасоль, чечевицу (μαρτσιμιάκα), сушеные бобы (πατίτσα), зелень, черную капусту (μαυρολάχανα) и различные соленья (στύπα).

После возвращения из церкви, в тех районах, где греки жили побогаче, их  ждал праздничный стол с κεσκέκ – блюдом изготовленным из κεντουμέ (толченой пшеницы) и домашней курицы.

Все возвращались с запасом святой крещенской воды, которую хранили и использовали в течение года. Христиане верят в ее лечебные свойства, пьют и умываются ей при недомоганиях, нервных потрясениях (σέ ’χπάραγμαν), сглазах (σέ μαϊσσομέντζ), и прочих неприятностях. Накануне или в день праздника святой водой окропляли поля, сады, луга, огороды, загоны, амбары, животных, дома, орудия труда и пищу. 

В разных районах Понта и Греции крещенские действа несколько отличались в зависимости от местных реалий.

В деревнях Сули, Каелен и Ятомус в Керасунте святую воду добавляли в корыта для купания и мылись ей.

В некоторых регионах священники надевали епитрахиль, служки брали бронзовые сосуды с крещенской водой и эта процессия ходила по домам. В левой руке священника был крест для поклонения, а правую он протягивал для целования. Служки окропляли дома и хозяев, а те, в свою очередь, бросали монеты в сосуды с водой.

Во всех регионах существовал обычай погружения креста. Там где не было рек и водоемов крест погружали в большой медный чан. На озерах или реках во льду вырубалась крестообразная прорубь в которую священник бросал крест, а молодежь его доставала. Что бы не замерзнуть молодые люди хорошенько накачивались узой.

В Триполи священник накануне праздника объявлял приход в котором состоится погружение креста. Это было большой честью и иногда из-за этого возникали стычки. Еще до рассвета, в день праздника, пышная процессия с хоругвями и песнопениями спускалась к морю. Во всех домах на пути процессии зажигалось большое количество свечей и дорога была освещена как днем. Лодки, которые кружили вокруг места будущего погружения, были набиты под завязку, и украшены цветами и лентами. На пляже собиралась небольшая группа молодых людей раздетых для купания. С последними словами тропаря: “Εν Ιορδάνη βαπτιζομένου Σου, Κύριε!” священник бросал крест в море. В этот момент выпускали голубей, запускали петарды. Молодежь бросалась за ним в воду и завязывалась борьба. Победитель целовал крест, и славя Господа, отдавал его священнику.  Он по значимости становился “олимпийским” чемпионом, получал право сопровождать священников, и, на ближайший год, становился объектом пристального внимания девушек. А спонсоры мероприятия одаривали его денежным призом. В тех местах, где моря не было похожая церемония проводилась в реках.

На северо-востоке в деревне Кавала священник брал крест и быстро шел к центральному водозабору, погружал его и возвращался в церковь. Часть людей, заметив это, бросалась к чану с освященной водой, а несколько молодых парней поджидали священника у церкви. Тот из них, кто предложил наибольшую сумму, получал право пройти со священником освящать дома деревни. При этом часть полученных от хозяев денег мог оставить себе.

В Трапезунде в крестном ходе участвовали воспитанники Фронтистирио. Народу было много, поэтому их разбивали на девять групп, по числу приходов города и каждой группе давали копию Креста с которым они шли в крестный ход.

Помимо описанных, в целом общепринятых, обрядов: освящения воды и крещенских купаний, существовали разные местечковые обычаи. Так в Сурмене накануне праздника в камине укладывались ветки лавра крест-накрест и сжигались. Считалось что этот дым не даст проникнуть в дом нечисти через трубу. В праздник люди крестились не голыми руками, а ветками яблок и оливы.

В некоторых районах (не везде) пели крещенские колядки:

Από τής ερήμου ό Πρόδρομος

Βέβαιον βασιλέα εβάπτισε, Γηγενείς, σκιρτάτε καί χαίρεσθε

ήλθε νά βαπτίση τόν Κύριον, είς τόν Ιορδάνην τόν ποταμόν.

τάξεις τών Αγγέλων, ευφραίνεσθε.

 В Сурмене, группы молодежи, называемые ώ θημιστάντ’, возглавляемые школьным руководством обходили дома с калядками и собирали деньги на нужды образования. В Синопе похожий обычай назывался Καλημερίσματα.

В Имере, свечи, которые прихожане держали в руках во время праздничной службы, приносили домой и тушили в крещенской воде. В дальнейшем эта свеча –  φωτοκέρ’ – становилась талисманом. От нее зажигали домашние лампады и даже натирали ею вымя отелившейся коровы чтобы было больше молока. 

Продолжение следует >>

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Наш адрес:

г. Екатеринбург, Луганская 59/1

Email:  info@greek.su

Только новости!

Будьте на связи

Подпишитесь на нашу рассылку

© 2024. СРОО «общество греков «Рифей» – Все права сохранены. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x