С 9 по 19 октября 2024 года в историческом здании Литературной ассоциации Парнаса в Афинах проходила выставка под названием «Диалектика с минойским искусством», приуроченная к национальному и международному турне.
В условиях современной глобальной среды Всемирное наследие находится под угрозой. Поэтому активное участие гражданского общества как «демократии участия» в устойчивом развитии и защите культурного и природного наследия считается важным.
Двадцать восемь греческих художников-визуалистов заявили о своей поддержке продвижения греческого культурного наследия на международном уровне: Яннис Адамакис, Маргарита Василаку, Никос Вискадуракис, Димитра Гунари, Дикая Деспотаки, Мария Зиака, Сарантис Каравусис, Мариго Касси, Марина Куцоспироу, Хелен Киркилис, Элени Лира, Пенни Манави, Михалис Манусакис, Эустратия Махаиридис, Клеопатра Мурсела, Рули Буа, София Пападопулу, Мария Пастра, Спиридула Полити, Константинос Раммос, Ангелос Скуртис, Сотирис Сорогас, Василис Сулис, Костас Спанакис, Яннис Стефанакис, Мэри Шина, Деспина Цакни, Алекос Фасьянос.
Художники-участники знакомятся со всеми аспектами минойской культуры и привносят элементы минойского искусства в свои работы, пропуская их через призму своей творческой индивидуальности. Красочные минойские настенные росписи с натуралистическими композициями и различными техниками, богини со змеями, сборщики крокусов, принцы с лилиями, золотые пчёлы, печати-камни, прыгающие быки, изображения праздников и священных церемоний, лабиринтная архитектура дворцов стали их источником вдохновения.
Представленные работы относятся к различным направлениям и течениям греческого художественного искусства последних лет и охватывают широкий спектр выразительных средств и техник, таких как живопись, гравюра, фотография, коллаж, инсталляции и т. д.
В выставочном пространстве были представлены пять тематических разделов: минойские дворцы, минойская письменность, оливковое дерево, священное дерево на минойском Крите, техника и тематика минойских фресок. Представленные работы объединяют современное искусство и древние фрески минойских дворцов. Посетитель становился частью диалектической взаимосвязи, которая доказывает, что древнее искусство всегда актуально, если смотреть на него через новую призму.
В следующем году Комитет всемирного наследия рассмотрит номинацию шести минойских дворцов в контексте Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (ЮНЕСКО, 1972). Эта конвенция представляет собой уникальную правовую базу, имеющую общественный и коллективный характер. Она основана на идее того, что некоторые памятники имеют выдающуюся, универсальную ценность и должны быть защищены как часть общего наследия человечества.
Минойская цивилизация считается одной из самых блестящих цивилизаций доисторического Эгейского моря. Это общество было первой крупной европейской цивилизацией, разработавшей систему письменности. Об этом свидетельствуют таблички, на которых были вырезаны знаменитые линейные письменности А и Б.
Дворцовые центры Минойской цивилизации располагались в ключевых точках и охватывали весь остров. Хронологически — весь период существования Минойской цивилизации, начиная с раннего и среднего бронзового века, когда были построены первые дворцы (1900–1700 гг. до н. э.), и заканчивая поздним бронзовым веком, когда были построены новые дворцы (1700–1450 гг. до н. э.), и постдворцовым периодом (1450–1100 гг. до н. э.).
Кносский дворец, является самым известным. Фестский дворец, один из крупнейших дворцов на Крите, был центром управления на южном побережье Крита. Знаменитой находкой является Фестский диск — глиняный диск с надписями.
Расположение дворца Малия на северном побережье Крита обеспечивало условия для развития морской, ремесленной и торговой деятельности. Одной из важных находок является бронзовый меч, известный как «Меч акробата».
Дворец в Закросе, расположенный в выгодном стратегическом месте, в защищённой бухте, был центром торговли со странами Востока, о чём свидетельствуют находки при раскопках (слоновьи бивни, фаянс, медь и т. д.)
Дворец Кидонии на невысоком холме Кастелли, возвышающемся над естественной гаванью и равниной Ханьи, развивал обширную торговую сеть вдоль хорошо известных морских путей. Одна из табличек с линейным письмом Б, найденная при раскопках, относится к святилищу Зевса, в котором поклонялись Зевсу и Дионису.
Дворец Зоминтос отличается от других минойских дворцов.«Он меньше и расположен в горах». Это было роскошное место, где жили важные представители минойской жизни — вероятно, жрецы, связанные с Кноссом. Также доказана его тесная и вечная связь с Идейской пещерой.
Дворец Миноса выполнял различные функции: он был одновременно резиденцией и местом пребывания царя, высших должностных лиц, жрецов, администрации, административным и экономическим центром территории. Он также был священным местом из-за тесной связи царя и царского дома с божеством.
Эта многофункциональность определила характер и архитектурную форму минойских дворцов. Благодаря продуманному распределению света и тени они прекрасно адаптировались к климату и отвечали многочисленным практическим и духовным потребностям своего времени.
Отношения с Египтом и другими цивилизациями Восточного Средиземноморья влияли на развитие минойской культуры. Но она, при этом, оставалась самобытной культурой Крита.
Мифы, связанные с минойскими дворцами: Минотавр и Лабиринт, Дедал и Икар, Тесей и Ариадна, остаются источником вдохновения для всех изящных искусств.
Греческие писатели распространили знания о минойской цивилизации по всему миру: Казандзакис в «Кносских дворцах» описывает Кносский дворец как большой рубин, а Фест, Амнис, Кидонию… — как рубины поменьше. В «Отчёте перед Эль Греко» он рассказывает о своём посещении археологических раскопок в Кноссе: «Во дворце вы не увидите этого равновесия, геометрической архитектуры Греции; здесь преобладают воображение, изящество, свободная игра творческой силы».
Уникальность критской культуры, несомненно, лежит в основе её создания. Как пишет Одиссей Элитис в одной из своих последних работ -«Общественное и частное», она была создана и вошла в историю не благодаря войнам, а благодаря жизни с солнцем в животе.
Как косвенно утверждают все произведения искусства, дошедшие до нас. Начиная с фресок, где восприятие цвета проявляется с невинностью, которая потребовала тысячелетий не только для того, чтобы заново открыть его, но и для того, чтобы воссоздать его, прилагая усилия и знания, переходя впоследствии к бесконечному разнообразию камней-колец, этих OVA волшебного мира
По материалам сайта greekcitytimes.com