За окном последние дни Октября – Тригоминаса/Τρυγομηνάς. Это время сбора плодов дерева, которое кормило многие поколения понтийцев. Время сбора урожая каштанов/τα κάστανα. Некоторые историки считают, что каштан был в рационе человека задолго до злаковых.
Друг Аристотеля и древний философ Теофраст записал около 300 года до нашей эры, что каштаны обязаны своим названием Кастамону, городу, расположенному в 150 километрах к юго-западу от Синопа. Он пишет: “….город Кастамон в Понте, где каштаны растут в изобилии”.
Ксенофонт описывает каштан как разновидность ореха. В “Анабасисе Кира” он пишет “…на крышах лежало много плоских каштанов без поперечных стенок. Моссинойки употребляли их в большом количестве в пищу, отваривая их и выпекая из них хлеба.” (Кн. 5, гл. 4, абз. 29)
В начале XIX века, простые понтийцы съедали в среднем два килограмма каштанов на человека в день. Со времени сбора урожая осенью и до января их употребляли в разном виде: сырые, вареные и жареные, готовили с овощами. Чтобы они не портились, их сушили и перемалывали в муку, из которой готовили питательные каши, супы, галеты, блины, поленту, макароны и хлеб. Готовили из них заменитель кофе и пиво. Многие считали его едой бедняков. Однако сегодня, в частности на Кипре, выращивают и элитные сорта каштанов. Это те у которых одно ядро в оболочке. Из них готовят дорогие десерты.
Такой продукт конечно же отражен и в народном творчестве.
Πάμε κόρ’ ‘ς σα κάστανα, κάστανα ας σερεύομεν,
σεπεπί τη καστανί, πέλκι μασχαρεύομεν.
Пойдем дочка за каштанами,
собирать будем и повеселимся по случаю
Ну и конечно же в наших понтийских песнях.