Женский понтийский костюм называется – “зипуна” или “зупуна”. Это название подходит, в целом, для всех костюмов, носимых в регионе Понта.
В Западном Понте зипуна назывался эндерин или андери (εντερίν, αντερί, что можно перевести как кишка, труба. Прим. авт.). Его крой зависел не только от климатических условий, но и от социального положения каждой женщины. Возраст также играл важную роль при создании драпировки и цветового оформления.
Зипу́на
Это платье с длинными рукавами без шва на плечах. Основой была полоса ткани. Её складывали пополам и ножницами делали вырез формируя горловину.
С четырех сторон к нему пришивались куски ткани, делалась пройма и обшлаг.
По форме платье напоминало букву “А”. Формировались два прищепа, начиная от отверстия на груди и заканчивая лодыжками.
Рукава начинались от плеча и заканчивались на запястье. Под мышками вшивались треугольники ткани, которые соединяли рукава с основным платьем. Они придавали свободу движению рук.
Спереди зипун застегивался на пуговицы. На рукавах также были пуговицы, но не всегда. В Западном Понте встречались зипуны без пуговиц, с глубоким вырезом на груди и отверстиями по бокам ближе к талии. По краю платья был вышит кант позолоченной или простой нитью. Подклада из хлопчатобумажной ткани, в основном белой. Женщины Понта использовали следующие ткани:
Шелковая парча (тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом или серебром);
- Шелковая тафта (однотонная ткань);
- Тафта шанжан (ткань с эффектом “хамелеона”);
- Тафта муар (плотная шёлковая гладкокрашеная ткань с рубчатой поверхностью тиснёного муарового узора);
- Чесуча (иначе “дикий шелк”);
- Дамасская парча;
- Немецкий бархат;
- Хлопчатобумажные ткани в полоску с золотой нитью;
- Простые хлопчатобумажные ткани
Самой распространенной полосатой тканью была “Кутни”. Это ткань, название которой производят от бухарского «хутне» или арабского «кутни». Ее основа состоит из шелковых нитей, а уток из очень толстых хлопчатных (некрашеных), соединяющихся между собой правильным атласистым переплетением. Кутня легко определяется по тыловой стороне ткани, где резко выступают толстые нити утка, совершенно незаметные в чисто шелковом атласе.
Сальва́р
А также шальва́р, или шарва́л – широкие штаны, состоящие из четырех частей, две для ног, и две для промежности. Эти четыре детали были соединены вместе, и в результате получались очень широкие штаны.
В поясе пропускался шнурок образуя множество складок.
На коленях были дополнительные завязки, а остальная часть ткани ниспадала до середины икры. Ширину подбирали под размер зипуна.
Для шитья использовали атлас или шелк. Простые люди изготавливали их из тканей на основе хлопка или волокон конопли. Отделка могла быть простой или с рисунком.
Ками́с
Рубашка. Женщинами Понта надевалась под выходной наряд. Изготавливалась из шелка, конопляной ткани и кружевной ткани. Шелк на видных местах, рукава, грудь. Простая ткань на спине и верхней части рукава. Воротник и рукава украшались кружевом.
Спаре́л или спале́р – нагрудник
Имеет вид четырёхугольника с короткой стороной под шеей и длинной под грудью с тесёмками (τα «δέματα») на концах. Изготовлялся из полуметрового куска ткани. Сверху ткань образовала полукруг вокруг шеи. В этой части, как правило, была широкая вышивка. Ткани, из которых изготавливались нагрудники были самыми разнообразными, полосатыми или однотонными, шелковыми или бархатными и т.п. Нагрудники носили женщины, обычно в горном массиве Понта, поверх зипуна.
Месофу́стано
Нижняя юбка из цельной ткани. Носилась швом назад. Сверху была вставлена резинка или шнур, образовавшие складки. Её носили женщины вместо юбки.
Встречается в основном в районе Тонья и Карс, в районе Мацуки, а также в районе Западного Понта. Ткани были однотонным хлопчатобумажным полотном, полосатой хлопчатобумажной тканью или кашемировым полотном. Нижняя юбка обычно была обесцвечена.
Камизо́ла
Кофточка или блузка. Широкая в груди и рукавах, со швом на плечах или без него. Спереди вырез до груди. Справа и слева от шеи были пришиты два воротника овальной формы. Рукава от уровня плеча до запястья. Резинки на талии и запястьях рук образовывали складки.
Женщины Понта делали её из мешковины или хлопчатобумажного полотна, обычно однотонных. Камизолу одевали вместе с нижней юбкой в регионах Карс-Тонья и в Западном Понте.
Макрогу́ни
Или просто “гуня”. По сути – шуба. Верхняя тёплая одежда. Встречалась чаше в крупных населённых пунктах. Шилась из войлочной или кашемировой ткани черного, коричневого, малинового или синего цвета. Оторочка делалась, как правило, из волчьей или лисьей шерсти. Длина во весь рост, от шеи до лодыжек. Рукава без застежек.
Кондогуни
Жакетка из бархатной ткани. У женщин Понта встречалась в двух вариантах. Первый длиной от плеча и до талии, второй до бедер.
В отличие от макрогуни, она была сделана прямым кроем.
Использовался немецкий цветной бархат, дамасского, синего, черного и кипарисового цвета. Спереди без застежек, рукава и талия были расшиты золотым шнуром.
Внутри кондогуни была обшита атласом или однотонной тканью. Снаружи вокруг шеи украшалась лисьим мехом.
Катифе́
Происходит от французского – велюр, бархат. Во всяком случае в Понте, этот пиджак назывался именно так. Длина от плеча до талии. Использовался немецкий или французский бархат сливового, кипарисового, черного и синего цветов. По линии шеи, талии и груди вышивался золотым шнуром. Под мышкой вышивался рисунок, напоминающий канделябр и назывался он соответственно – кандил или кентил.
Катифе шился только портными-специалистами “терзидами”. Носился и как свадебный наряд и как просто нарядная одежда молодых женщин.
Цо́ха
Пальто для повседневного использования. Название широко распространено в Азии и на Кавказе. Существовало в женском и мужском вариантах. Не имело подклады и шилось из грубой ткани темного цвета.
У женщин Понта цоха была двух видов. Первый вариант от шеи до бедер, а второй от шеи до середины икры. Застёгивалась сбоку, сверху был воротник-стоечка.
Сальтама́рка, или конте́с
В разных регионах Понта называлась по-разному. Короткое пальто или скорее жакетка, начинающееся от плеча и заканчивающееся на талии.
В одном случае прямого кроя в рукавах и на талии. Шилась из войлока или кашемира различных цветов. Без застежек. Мог быть воротник. Внутренняя часть была обшита полосатой или однотонной конопляной тканью и имела накладные карманы справа и слева вышитые по краю.
Во втором случае крой талии также был прямым, а на рукавах были манжеты которые завязывались полосками ткани разных цветов. Спереди могла быть шелковая тесьма. Воротник и рукава украшались вышивкой.
Шал
Шаль, которую женщины Понта накидывали на плечи. Они сами делали её из козьей шерсти. Встречалась в форме треугольника или квадрата, который складывался пополам. По краям были маленькие пискулы (кисточки).
Липате́
Или лимбаде́. Пальто для повседневного использования. Ткань представляла собой стеганый хлопок (стежки по вертикали и горизонтали) различных цветов. Сшита прямым кроем с длинными рукавами, открытой передней частью, с узким воротником и без застежек.
Лахо́р или Лахо́ри
Полосатый пояс четырехугольной формы, сотканный на ткацком станке. Женщины завязывали его треугольником на талии поверх зипуны. Полоски визуально образовывали полукруги “та лахуря”.
Лахор был окрашен насыщенными, яркими растительными красителями из шафрана, мака и каштана. Основными цветами были оранжево-красный, охристо-желтый, темно-синий, светло-зеленый и бежевый. Перпендикулярно к обоим концам, с каждой стороны, располагались клематисы (бахрома). На лахор, по горизонтали, с каждой вертикальной стороны пришивалась бахрома (τα δέματα). На обоих её концах были пришиты пискулии (кисточки). С помощью ленточек бахромы женщины Понта крепили лахор на теле.
Кокне́ца
Прямоугольный пояс, который женщины завязывали треугольником на талии. Похож на Лахор.
Ткали его из грубой шерсти и хлопка насыщенных цветов. Рисунок, в виде горизонтальных и вертикальных полосок, образовывал прямоугольники. Кокненцу, обычно, носили женщины в деревнях поверх зипуны или нижней юбки. Поверх неё иногда повязывали фо́ту.
Тарапулу́з
Женский шелковый пояс, одевался на официальные мероприятия. В плетении ткани присутствовали вертикальные и горизонтальные полосы, что напоминало плед. Были также пояса только с одним типом полос. Цвета были очень яркими в оттенках охристо-желтого, терракотового, зеленого, синего и бежевого. По краю бахрома. Пояса часто соединяли по трое получая один, шириной около метра.
Женщины Понта завязывали его треугольником на талии, поверх зипуна. Из-за ширины фактически служил драпировкой.
Фота́, пестаба́л, или эмбросте́а
Что-то вроде фартука, который носят женщины поверх лахора. Шился из шелка и хлопчатобумажной ткани. Рисунок – цветные вертикальные полосы. Наиболее распространенным сочетанием цветов был малиновый с византийским желтым.
На самом деле цветовых вариаций было множество: пурпурно-зеленый, красно-белый, пурпурно-черный, зелено-оранжевый и сине-красный. В городах фоты носили дамы старше 40 лет, в горных районах и молодые женщины. В районе Мацуки фота завязывалась на боку.
Пестамба́л или накидка на цо́ху
Фартук служил дополнением к костюмам в регионах Санта и Танья. В Санте его надевали поверх пальто из войлока. Цвет темно-малиновый, красный или черный. Крепился шнурками с бахромой.
В Тонья эти фартуки делались из черной войлочной ткани. Завязывался сзади нахлестом. Украшался вышивкой из фиолетовых и желтых крестиков. По краю – растительным узором.
Ювелирные изделия
Кьёрта́н или ёрта́ни
Монеты в три ряда на шейной цепочке или пришитые на ткань в районе груди.
Пенто́лира
Брелок на цепочке. Стоил в 5 раз дороже турецкой лиры, отсюда и название. Обычно свекрови дарили невесткам на свадьбу. Могли надеваться 2 цепочки сразу.
Карди́ца: так назывались серьги или подвески в форме сердечек. В центре находился камень разного цвета, обычно малиновый, белый или светло-голубой. Были сделаны из 24-каратного золота и носились молодыми девушками.
Пе́рлес и маргарита́рия: Жемчужиные бусы. Имели разное качества и размер. На шею одевались две – три нитки.
Кохли́д: золотая или серебряная цепочка, которую женщины Понта много раз оборачивали вокруг шеи. Доходила до самого живота. Звенья цепи имели форму улитки, поэтому они назвали ее кохлид.
Хаши́р или хашири́: украшения ручной работы в византийском стиле для шеи и рук. Делались из золотой или серебряной проволоки. На одном конце у него была застежка, на которой женщины выгравировали свою монограмму.
Самса́ды или сепсе́ды. Украшения из константиновских монет на цепочке. В Западном Понте их вплетали в косы.
Периле́мья. Мониста. Носилась плотно вокруг шеи. Делалась в основном из серебра.
Головные уборы
Тепели́к, тепели́ки или та́пла – женский головной убор диаметром около 10 сантиметров. Свое название получила от турецкого “тепе” – вершина. Внутри делалась его из плотной бумаги (картона), а снаружи – из войлока, плотного полотна или бархата. По краям крепился картон, к которому пришивались монеты.
Верхняя часть была покрыта металлическим узором, из проволоки, изготовленной вручную. Справа и слева пришивались ленты, которые завязали сзади на голове. Тепелик встречается во всех регионах Понта, как дополнение к зипуне. Его носили также женщины в Армении, Каппадокии и Малой Азии. В некоторых районах (Карс) носили тепелики, покрывающие всю голову.
Курси́н. Слово турецкого происхождения. Так назывался золотой шнур. Были тепелики на которых вместо металлического украшения был курсин. В этом случае весь тепелик назывался курсином.
Камара́ или кама́ра. Фата невесты и все прикрепленные к ней украшения.
Леце́к. Квадратный шарф сложенный пополам. Носили обычно женщины Понта среднего возраста. Основа черная, украшенная яркими узорами. По периметру шла шелковая тесьма или кружево ручной работы. В качестве ткани использовалась мешковина или холст. Лецек, сложенный треугольником, носили на голове поверх тепелика или без него. Концы свисали свободно. В некоторых местах, например в Мацуке, концы завязывались крестом вокруг шеи.
Ци́ти или кацоде́тра. Повседневный шарф который носили девушки и женщины горного Понта. Ткань была из шелка, льна или марли. Обычно эти шарфы были однотонными, темного цвета, но встречались также из светлых тканей.
В районе Танья они были белыми и черными. Сантийцы предпочитали черные с яркими цветами. Никополис темно-синие, темно-коричневые и черные. Западный Понт украшали шарфы белого, бежевого и красного цветов. Женщины Мацуки завязывали их под подбородком. А в Санте – через виски на макушке головы.
В Никополисе и других городах Мацуки шарф закрывал лоб и подбородок и завязывался сзади на шее. Платки в Западном Понте оставляли распущенными, концы ниспадали на плечи.
По материалам статьи Марии Диамантиду.