Многие похоронные обряды и приметы вместе с их носителями переехали в Россию. Среди российских греков они редко вызывают удивление, потому что они многим знакомы с детства. Однако встречаются и такие которые остались на исторической родине.
Мы продолжаем рассказ. Начало вы можете посмотреть здесь.
Когда человек умирал, родственники одевались в черное и садились вокруг покойного. Мать покойного садилась у изголовья. Если у покойного не было живой матери, на это место садился супруг. А если не было и его, то ближайший родственник. Тело оставалось в доме в течение 24 часов. Многие люди не спали проводя всю ночь с умершим. Кошек выгоняли из дома, потому что считалось, что если кошка запрыгнет на умершего, покойный станет призраком. Также считалось, что дьявол переодевался котом, чтобы попытаться проникнуть в мертвое тело.
Когда приходило время выносить умершего, священник входил в дом с певчими. Затем женщины начинали причитать. Покойного выносили в гробу, наполненном полевыми цветами, с подушкой, подложенной под голову. Двери и окна дома были открыты, чтобы выпустить Харона. Считалось что если он быстро покинет дом то никто в ближайшее время не умрет.
Когда умирал маленький ребенок, матери не разрешалось участвовать в похоронах. Считалось, что другие ее дети тоже умрут, если она это сделает.
Когда умершего несли в церковь, в других домах деревни закрывались двери и окна. Процессия выстраивалась следующим образом:
– Впереди шли люди, которые несли крышку гроба
– За ним, на подносе, кутью
– Потом несли крест
– Далее шли певчие
– За ними Священник
– За священником несли гроб с покойным
– За гробом родственники покойного
– И, в конце, другие жители деревни.
Если процессия проходила мимо дома родственника, гроб опускали на землю, и священник произносил молитву. Существую свидетельства, что в Понте (правда без указания местности) по пути к погребению зажженную свечу, которая стояла в чашке с мукой или пшеницей, подносили близко к голове покойного. Зажженное кадило также подносили близко к голове умершего. Произносились или пелись причитания, в которых часто упоминалась загробная жизнь и умершие родственники.
После отпевания в церкви процессия направлялась к могиле, вырытой добровольцами. Гроб опускали в могилу, и священник произносил еще одну молитву. Здесь добровольный гробовщик вынимал подушку из-под головы покойного и заменял ее подушкой, наполненной землей. Он также отрезал кусок савана, который сжигался, если кто-то из присутствовавших на похоронах заболевал без видимой причины.
Если на похоронах кто-нибудь чихал, то надо было вырвать у него волос иначе он мог тяжело заболеть.
После того как гроб опускали в яму, священник первым бросал землю на гроб, за ним это делали другие. Иногда в могилу клали предметы, которые любил покойный: игрушки – для детей, четки – пожилым мужчинам и веретено – пожилым женщинам. Как только могила была засыпана, лопату и кирку, которыми копали могилу, укладывали сверху, придав форму креста, и оставляли там на три дня.
После похорон скорбящим раздавали напитки и кутью. Также было принято, чтобы родственники зажигали свечи на могиле в течение 40 дней.
Характерные для района Кромни-Ставри христианские греческие надгробия были вырезаны в форме маленькой церкви высотой менее 1 метра. У некоторых были конические верхушки, бочкообразные своды, открытые дверные проемы по форме напоминающие михраб. Старейшие понтийские греческие гробницы на Северо-Западном Кавказе были высечены из камня, иногда в форме миниатюрных православных церквей, и в них обычно были специальные ниши для свечей.
Существовали разные суеверия, связанные со смертью. В Самсуне (Амисос), например, если лицо умершего было угрюмым, то считалось, что другой член семьи вскоре умрет. Когда человек умирал, ему клали монету под язык (чтобы заплатить Харону за поездку в лодке в подземный мир). В дальнейшем монету заменили на две свечи, образующие крест, поверх рта умершего.
Если кошка подходила к могиле во время отпевания, это был знак того, что мертвое тело не разложится. Кошку ловили и держа ее на руках, обходили могилу семь раз.
Поминальные службы проводились на третий, девятый, 40-й день и через год после смерти человека. В каждом из этих случаев поднос наполнялся кутьей и украшался сахаром, орехами, изюмом и зернами граната. В середине кутьи выкладывался крест, а под ним инициалы человека, которого нужно помянуть. Затем этот поднос относили в церковь и после освящения, раздавали людям, присутствовавшим на церковной службе.
После смерти человека женщины одевались в черное. Родственники мужского пола не брились и не стригли волосы по крайней мере 40 дней. Никаких торжеств не проводилось. Женщины убирали украшения из дома. В течение первых нескольких дней после похорон те, кто был в трауре, не выходили из своих домов.