Димитриос Куцояннопулос родился в Амисосе (ныне Самсун), на западном побережье Понта, в 1896 году. Его отец, Стефанос Куцояннопулос был уроженцем острова Хиос, а мать была местной. Семья была образованной и музыкальной. Отец был протопсальтом (первым чтецом) в церкви I. M. Амисоса и знатоком византийского псалтырьного искусства. В 1910 году Димитриос поступает в Афинскую консерваторию. Первые уроки византийской музыки он брал у профессора Константиноса Псахоса.
В 1913 году, следуя зову молодого сердца, он вернулся в свой родной город и присоединился к повстанцам во главе с Василем Уста (Анфопулосом) в горах, недалеко от Амисоса. Пробыл он там не долго. Тяжелая судьба партизана не была принята творческой личностью, и уже после 1917 года он преподавал музыку в столице Понта. Димитриос в дальнейшем стал известен не как повстанец и борец с турками, а как актер, режиссер и продюсер понтийской культуры, говоря современным языком.
В конце 1920-х он смог получить от вдовы Василя, его дневники, которые тот вел на протяжении всей своей мятежной деятельности. И в 1936 году издал книгу “Среди повстанцев Понта”. Книга эта далеко не вершина литературного искусства, но ценна тем, что в ней использовались фрагменты из дневников одного из самых известных понтийских партизан. Благодаря ей стали известны детали многих “спецопераций” Анфопулоса и подробности контактов с русскими военными. Для тех кто читает по-гречески, книгу эту можно скачать в нашей библиотеке.
Димитриос Куцояннопулос стал родоначальником музыкального и театрального движения в Трапезунде, в провинции Ризе (Ριζούντα) на северо-востоке Турции и в Сухуме. В 1918 году он работал театральным продюсером и актером в Батуме.
С 1920 года он поселился в Афинах, где работал учителем музыки в государственных и частных средних учебных заведениях. Позже устроился в драматический театр и преподавал музыку в городской средней школе. Через несколько лет переехал на север Греции, в Верию.
Там, работая в драматическом театре, он основал школу понтийских танцев. Изобрел хорограмму – набор символов с помощью которого записывал движения понтийских танцев. Богатую коллекцию мелодий и танцев Понта, которая досталась ему от отца он значительно расширил и записал на европейский манер. Результаты его систематического труда стали одним из важных разделов журнала Αρχείον Πόντου, главного издания Комитета Понтийских Исследований.
Книга Куцояннопулоса, содержит пятьдесят понтийских мелодий. Она была включена, Комитетом понтийских исследований, в сборник народных песен и танцев понтийских греков (под редакцией Одиссея Лампсидиса, 1977). В этой книге учитель музыки изложил теорию понтийской музыки и оригинальный стиль понтийской лиры.
Димитриос сам написал множество музыкальных произведений и 20 песен.
Димитриос Куцояннопулос издавал ежемесячный понтийский журнал “Друзья понтийской музыки” (1948-1952). Написал несколько литературно-исторических произведений на понтийскую тематику: “Понтийские события” (1921, 1961), “Понтийская лира” (1927), “Почта” (комедия, 1930), “Среди повстанцев Понта” (1936), “Воспоминания из Понта” (1972) и др. Публиковал свои исследования в научном журнале “Αρχείον Πόντου” (Понтийский архив). В период 1965-1974 годов он сотрудничал с газетой “Προσφυγικό Κόσμο” (Мир беженцев) и другими газетами. Был удостоен множеством наград от различных ассоциаций и обществ.
Неизданными еще остались его автобиографические произведения и исторический труд – “Музыкальное и художественное движение в Понте, 1900-1920″.
Димитриос Куцояннопулос был видным представителем творческой интеллигенции среди понтийских греков. Собранные им материалы – это исторические свидетельства многогранной понтийской культуры. Его деятельность по сохранению понтийских народных песен и танцев – это большой вклад в историю нашего народа. Он мало известен в России. Его деятельность, в основном затронула Северную Грецию и Аттику, основные места миграции беженцев из Турции. Но его заслуги достойны того, чтобы стать известными среди понтийцев в русскоязычной части интернета.