Четверг, 2 мая, 2024

ОБЩЕСТВО ГРЕКОВ

СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Главная » Греческий поэт Донбасса: Георгий Костоправ

Греческий поэт Донбасса: Георгий Костоправ

0 комментарий

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Георгия Костоправа, поэта, основоположника национальной литературы греков Украины. За свои неполные 35 лет жизни, на взлете оборванной сталинским террором, этот человек сделал много. Создал литературный язык, единый для всех греков Приазовья, говорящих на разных диалектах. Стал первым классиком. Воспитал целую плеяду талантливых учеников. Оставил богатое творческое наследие. Многие из тех редких книг 30-х годов XX века, которые мы выкладываем в нашей библиотеке были переведены на ромейский именно им. Он переводил на наш язык таких классиков как Пушкин, Чехов, В. Сосюра, П. Тычина, Т. Шевченко, М. Рыльский и других.

Удивительно точными  и мастерскими является перевод стихотворения  А. С. Пушкина « Цветок»

 

Цветок

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

ΤΖΙΤΖΑΚ

Κσερο τζιτζακ διχος μυρδια

Πες το χαρτι αςτζεφτα γο

Κε εωα τνα βαρεν καρδια – μ

Αντα νυνιζο πας αφτο

Πυ τζιτζακιασεν, πιοςτο κσερι –

Πυιο ζαμαν; Πολα κερο;

Κεποτ μαραθεν, στυνς το χερι;

Για να ακεβ κανις αφτινα,

Τινα αγαπανιν ατοτ;

Ντα ιταν δι –τιν για μποδινα

Ντα ιτυν αρταχ μαναχοτ;

Πυ ινε τιν; Ακομα ζινε,

Γιοχσαν τυς πιρε το μυρμορ

Κε τιν – πα αρταχ ζμονισσκυνε,

Γιαν το τζιτζακ, πυ ιβρα τορ;

Вот как он пишет о себе сам.

Родился 9 ноября 1903 г. нового стиля в Мариупольщине, в семье тогда сельского писаря, а затем земледельца-середняка А.Г. Костоправа, в с.Малый Янисоль.
С 7 лет уже читал и писал по-русски. Был принят в сельскую 2-классовую «министерскую школу», где учился 2 года, окончив два отдела (всего было шесть).

Учитывая, что я делал в науке хорошие успехи, учителя школы настояли перед отцом, чтобы он отдал меня учиться в Мариуполь. В 1913 – 14 учебный год зачислили в состав учащихся старшей подготовительной группы Мариупольской реальной школы.
Проучившись там мало, мне пришлось в связи с долгой болезнью покинуть учение и уехать домой. Это было зимой 1915 года. Учеба в городе стоила немало денег, а их у родителей не было, и они решили оставить меня учиться в той же министерской школе.

Итак, осенью 1915 г. я поступил в 5-й отдел этой школы. В школе еженедельно выходил рукописный журнал (кажется, под названием «Красное солнышко»), где размещались произведения и рисунки учащихся. Инициатива издания этого журнала принадлежала заведующему школой В.Ф.Бычкову. Часто устраивали в школе и литературные вечера, где учащихся старших групп ставили какую-нибудь пьесу, декламировали чужие, а иногда и свои произведения (преимущественно военно-патриотического содержания).

 Все это способствовало тому, что в течение короткого времени я стал активным литературным рабочим журнала, где вмещал первые произведения. На них отразилось большое влияние поэзии русского поэта Никитина.

Свержение царизма (1917) я приветствовал на большом митинге на сельской площади у церкви своим стихом. Читал и писал для того времени очень много и, для моего возраста, неплохо. К сожалению, почти ничего из тех моих произведений не осталось: весной 1921 г., обнаружив, что этот большой литературный вес тянет меня назад (как и почему, — об этом надо говорить много), я уничтожил все, которые были тогда у меня, произведения (до двадцати тетрадей разных стихов) вместе с дневником на 1915 – 1918 годы, что-то на 400 тетрадных страниц.

Более или менее технически красивые стихи (между прочим, сугубо лирического характера) я начал писать с 1921 года. Над тем, чтобы печатать их, почти никогда не задумывался: писал тогда, когда не мог не писать и писал, что больше всего интересовало. Иными словами, я слишком любил и теперь люблю литературу, чтобы делать из нее профессию. Этим объясняется тот факт, что из всех, написанных после 1921 стихов напечатано: 1924 в мариупольской газете «Голос труда» – 2; 1926г. в «Приазовском пролетарии» – 1; 1927г. там же – 3; 1928г. там же – 1; 1931 г. там же и в «Ильичевке» (завод им. Ильича) – 3, всего лишь 10 стихов, в то время как написал стихов более 300. Это не считая греческих стихов, печатавшихся в «Колехтивистисе» в течение 1931 – 1932 г.

С 1931 г. я пересмотрел свои взгляды на литературу, осознал их ошибочность и решил полностью отдаться литработе. Но пока я связан работой на заводе им. Ильича. Работаю секретарем отдела кадров, которая отнимает у меня очень много времени и энергии, и приходится работать над произведениями только по 2-3 часа ночью, чего, безусловно, недостаточно и что не может быть нормальным.
Еще несколько сведений о себе дополнительно. В течение 1926-27 г. находился в Красной Армии, с декабря 1927г. до этого времени работаю на заводе им. Ильича. В 1930-31гг. прослушал курс СРШ 2-й степени в г. Мариуполе. Греческие стихи писал, еще когда жил в деревне, большей частью частушки «удрамайдъа», вернее не писал, а образовывал на улице, в степи, где случалось. Некоторые из них до сих пор можно услышать по селам. Вот все, что я считаю нужным сказать о себе.

Георгий был арестован в ночь с 23 на 24 января 1937 года в ходе так называемой греческой операции.

Подлинная дата смерти поэта Георгия Костоправа – 14 февраля 1938 года. Место захоронения поэта неизвестно. Реабилитирован в 1957 году.

При реабилитации Костоправа было отмечено: «Из материалов архивного следственного дела Костоправа Г.А. не видно, что послужило поводом для ареста, обвинение арестованному не предъявлялось…».

Мариупольские художники – скульпторы Лель Кузьминков и Валентин Константинов установили памятник Георгию Костоправу в центре села.

Памятник Георгию Костоправу в селе Малый Янисоль

В 2003 году на главном проспекте Мариуполя была установлена мемориальная памятная доска Георгию Антоновичу Костоправу (1903 – 1938 г.г.)

Одной из вершин его творчества является поэма Леонтий Хонагбей. В ней рассказывается о жизни народного поэта-земляка, прославленного сына приазовских греков. Поэма красочно изображает настоящую, глубоко человечную любовь к греческой красавице — бесприданнице Марии Кошкош. Богатей Лафазан имеет свой интерес к красавице. Среди сыновей Лафазана,  был слабоумный Борис. Отец и решил женить его на Марии. Для того чтобы кулакам не мешал Хонахбей, его жестоко избили и принудили петь величальные песни во время сговора Бориса и Марии.

С хронологией жизни и творчества Георгия Костоправа вы можете ознакомиться в нашей библиотеке.


0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Наш адрес:

г. Екатеринбург, Луганская 59/1

Email:  info@greek.su

Только новости!

Будьте на связи

Подпишитесь на нашу рассылку

© 2024. СРОО «общество греков «Рифей» – Все права сохранены. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x