Этим мальчишкам с фотографии всего-то пять – семь лет. Но вглядитесь в их лица. Ни намека на улыбку. Ни капли инфантильности в глазах. Только жесткий взгляд взрослого человека. Человека, который знает, что стоит жизнь. Который знает, что стоит кусок хлеба. Который понимает, что выйдя от фотографа он пойдет не играть со сверстниками. Он пойдет работать, чтобы помочь семье.
Сколько таких понтийских мальчишек прибыло на Российскую землю? Сколько из них хлебнули проклятой доли беженца? Сколько из них увидели страдания и смерть родных? Тысячи! У каждого из них своя история. Спросите своих родителей. Спросите дедушек и бабушек. И вы услышите много историй.
Здесь же я расскажу всего одну. Одну из тысячи. Одну из самых интересных. Неординарную и захватывающую как хороший детектив. Такую историю, из которых складывалась история Греции во время войны и после неё.
ЭТО ИСТОРИЯ КОНСТАНТИНА АНАСТАСОВИЧА МИХАЙЛИДИ
Автобиография любезно предоставлена и размещается с согласия сына – Александра Михайлиди
” Я родился в Советском Союзе в гор. Чарджоу Туркменской ССР 21 ноября 1922 года в семье рабочего-пекаря. В 1935 году родители мои переехали на жительство в город Кисловодск, на станцию Минутка. Там я учился в школе имени М.И.Калинина №7. Окончил ее в 1938 году пройдя 7 классов.
В 1937г., после тяжелой болезни, скончался мой отец. В феврале 1939 года нас, меня, брата (Сократа Анастасовича Михайлиди), сестру (Уранию Анастасовну Михайлиди) и мать (Александру Харалампиевну Михайлиди) выслали в Грецию, как греческоподданных.
В Греции мы проживали в Македонии, в городе Катерини. Там я и мой старший брат Сократ, нанимались работать у разных хозяев на различные работы: на поля, на строительные работы и др. За этот период времени, я постепенно освоил греческий язык.
В 1940 году, летом, я познакомился с работниками коммунистической партии: Манасисом Харилаосом и Анастиадисом Тимофеосом. Вскоре после знакомства включился в партийную работу. В октябре этого же года, в связи с открытием Албанского фронта, партийная работа временно прекратилась.
В армию я не попал, как приезжий из России, и продолжал работать по найму.
В мае 1941 года Греция была оккупирована немцами. Во время немецкой оккупации, в стране сложилось тяжелое экономическое положение. В этот сложный период, подпольная коммунистическая партия, вместе с Греческим Освободительным Фронтом – ЕАМ, активно работала против фашистских властей.
В 1942 году, по решению ЕАМ, молодежь отделилась от старших. Была организована Национальная Всегреческая Организация Молодежи – ЕПОН. Она работала под руководством ЕАМ.
В это время, по поручению ЕПОН, я беру на себя ответственную работу среди молодежи. Город был разделен на 4 части, одну из которых мне поручили руководители ЕПОН: Панайоти и Сотир. Это были, конечно, их клички. В моей группе в начале было 15 человек, после количество увеличилось до 45 человек. Из них 35 юношей и 10 девушек. Они были объединены в 9 звеньев. Так я стал групповодом.
В неделю раз я приходил на совещание с другими групповодами: Георгием Сидиропулосом, Алексием и Владимиром, – последних двух знал только под этими именами.
В присутствии нашего непосредственного руководителя Панайоти, мы отчитывались о проведенной за неделю работе и получали новые задания. Они заключались в разбрасывании листовок, наклеивании прокламаций и воззваний против оккупантов, и врагов греческого народа. Распространении газет и вовлечения новых членов в нашу организацию. Для этого мы организовывали разные общества, как например: шахматистов, футболистов и обучению танцам. В результате вовлекали молодежь в подпольную работу, направленную на освобождение Греции.
Моя обязанность заключалась еще и в том, чтобы собирать месячные взносы с членов подпольной организации. Я также собирал пожертвования от населения деньгами и продовольствием. Как-то: пшеница, фасоль, кукуруза, табак и прочее. Все это я отправлял партизанам.
В сентябре 1942, как представитель ЕПОН, я впервые присутствовал на собрании в горах Олимпа, в деревне Ерафина. После этого моя связь с партизанами стала еще теснее.
В октябре 1943г. партизаны собрали молодежь в деревне Катафиги. Там присутствовало свыше 3-х тысяч членов ЕПОН со всей Македонии. После выступления Митрополита Хрисанфа на этом собрании коммунисты вышли из подполья и открыто работали во главе ЕАМ. В результате в ЕАМ произошел идейный раскол…”
На фотографии статьи Константин Михайлиди в нижнем ряду.
[…] Продолжение следует >> << Начало здесь […]