Четверг, 16 мая, 2024

ОБЩЕСТВО ГРЕКОВ

СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Главная » История одноглавого и двуглавого орлов Понта

История одноглавого и двуглавого орлов Понта

0 комментарий

Исторически сложилось так, что эмблемы с одно- и двуглавым орлом обозначали основные символы власти. Они родом из Месопотамии, где в 4-м тысячелетии до н.э., и позже, во 2-м тысячелетии до н.э., эти символы использовались хеттами в Анатолии. Символ орла использовался многими народами, включая древних греков и римлян. В дальнейшем, в качестве своих эмблем, символы одно- и двуглавого орла использовались турками-сельджуками (и другими тюркскими народностями), а так же византийской династией Палеологов (1261-1453).

В Понте (северо-восточная Анатолия, прилегающая к Черному морю), а точнее, в Синопе, около 4 века до н.э., были отчеканены древнегреческие монеты с символом орла. Гораздо позже символы как одноглавого, так и двуглавого орла использовались императорами небольшой византийской империи Трапезунд (1204-1461).

Сегодня понтийские греки почитают одноглавого орла с распростертыми крыльями и повернутой головой в качестве своей национальной эмблемы.

Синопская серебряная драхма. На аверсе одноглавый крылатый орёл с повернутой влево головой, реверс - голова нимфы (IV-III век до н.э.)

Происхождение символов в виде одно- и двуглавого орла

Орлы и двуглавые божества обычно встречаются на месопотамских религиозных иконах (Deedes 1935). Символ двуглавого орла, вероятно, берет свое начало в Месопотамии с 4-го тысячелетия до н.э. как символ бога Анзу с головой льва и птичьим телом. Возможно эта птица, превратилась в двуглавого орла в ассирийской культуре после шумеров. Этот символ попал в Анатолию от ассирийских купцов (Химметоглу, 2017).

На хеттском городище Алача-Хуюк в северо–центральной Анатолии [в нынешней турецкой провинции Чорум], датируемом 14-13 веками до н.э., на воротах Сфинкса изображен двуглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в руках двух кроликов или зайцев. Одно- и двуглавые орлы также встречаются на печатях на протяжении всей хеттской истории (Alexander 1989).

 

Синопская серебрянная драхма. На аверсе изображен орел на спине дельфина. (300-330 год до н.э.)

В Древней Греции орел (царь птиц) ассоциировался с богом Зевсом, но орел не был его воплощением (Милонас 1946). Царственный и божественный статус орла в греческой мысли был перенесен в римскую мифологию (Hayes 2014).

Есть примеры, указывающие на раннюю ассоциацию орла со светом. Орел был также известен в Греции и Риме как птица прорицания. Здесь мы имеем дело с двойной природой орла как птицы света и птицы магии, общей для многих цивилизаций (Wittkower, 1939).

Символ римского бога Юпитера, орел, служил главным военным штандартом римских легионов с 104 года нашей эры (Keppie 1998). Скипетр Юпитера с орлиной головой изображался на римских имперских монетах, а затем на византийских монетах, отчеканенных между концом 6-го и началом 8-го веков (Ангелов и Херрин, 2012).

В 12-13 веках двуглавый орел использовался турками-сельджуками, туркменскими князьями Анатолии и туркменскими князьями Зангидов Ирака в качестве своего штандарта (Androudis 2015). Одно- или двуглавые орлы были помещены над воротами стены сельджукского турка Конья (1221) в Анатолии. Двуглавый орел был также помещен на западных воротах Большой мечети Дивриги [построенной в 1228-29 годах в нынешней турецкой провинции Сивас] (Пекер 1999).

Двуглавый орел на хеттском городище Алача-Хуюк, северо-центральная Анатолия (Chariton 2008, стр. 18)

Символы Одно- и двуглавого орла в Византийской империи и Понте

Примеры использования символа одно- или двуглавого орла, описаны для Византийской империи, включая небольшую Византийскую империю Комнинов в Трапезунде (современный Трабзон на Черном море) в Понте.

Исаак I Комнин
Римский императорский орел был одноглавым, но в 1057 году византийский император Исаак Комнин стал использовать двуглавого орла [это спорный факт] (Ambrose 2013).

У последующих императоров Трапезундской византийской империи Комнинов есть официальные портреты или описания их официальных одеяний, украшенных орлами или без них.

Мануил I Комнин (годы правления 1238-63)
Двуглавый орел не был символом Трапезунда в 13 веке. В это время в церкви Святой Софии в Трапезунде в двух местах был изображен одноглавый орел. Над одноглавым орлом на западной стене нижнего города в Трапезунде также была надпись императора Алексея II (царствование 1297-1330) Двуглавый орел был, в то время, распространенным символом сельджуков и туркмен (Брайер и Уинфилд 1985).

В 1850 году историк Джордж Финлей наблюдал в церкви Святой Софии (которая была превращена в мечеть) следующее:

Мне посчастливилось найти фигуру императора Мануэля в полный рост … справа от двери, используемой в качестве входа в мечеть. Император без короны, на нем только повязка на голове, украшенная двойным рядом жемчуга; его одеяния украшены с обеих сторон, спереди, двумя рядами одноглавых орлов на круглых медальонах диаметром около трех дюймов. …(Finlay 1851, p. 394)

Портрет Мануэля I в настоящее время утрачен, и Финлей не предоставил рисунок портрета. Орлы на церкви Святой Софии – это лишь общее изображение власти. Повсеместное присутствие орлов в анатолийском искусстве 13 века исключает какую-либо конкретную ассоциацию орлов в Святой Софии с императорами Комнинами. Орел не является геральдическим символом (в настоящее время), поскольку орлы (как одноглавые, так и двуглавые) также ассоциируются с семьей Палеологов в Константинополе, и свидетельства о принятии семьями геральдических эмблем в этот период являются спорными (Eastmond 2004).

Иоанн II Комнин (годы правления 1280-85 и 1285-97)
В 1282 году император Иоанн II Комнин отправился в Константинополь, чтобы жениться на Евдокии, дочери византийского императора Михаила VIII Палеолога. Константинопольские послы попросили Иоанна II снять его императорские красные сапоги и надеть более низкие черные сапоги. Было решено, что византийский император даст ему, как только он станет его зятем, низший ранг и символы деспота. Иоанн II был вынужден отказаться от своих притязаний на титул “Императора и самодержца римлян” (Миллер, 1926).

Финлей (1851) полагал, что одеяния, которые носил Иоанн II, “вероятно” были украшены одноглавыми орлами. Мы не знаем точно, какие одежды он носил, но это соответствовало бы одежде, подходящей для деспота Византийского двора.

В 1850 году Финлей отметил в церкви Святого Григория Нисского в Трабзоне, что:

На правой стене притвора, ближайшей к церковной двери, изображена фигура императрицы с вышитыми на ее одеяниях двуглавыми орлами, центральная фигура – фигура императора, на одеяниях которого изображены одноглавые орлы. Это наводит меня на мысль что императором является Иоанн II 1280-1297 который женился на Евдокии дочери Михаила VIII … (Брайер и Уинфилд, 1985, с. 227).

Однако это отождествление не является окончательным. По-видимому, существовала греческая традиция, согласно которой Евдокия основала церковь святого Григория Нисского. (Церковь была перестроена в 1863 году, и портреты в настоящее время утрачены.) Вера в то, что “особая эмблема” императоров Комнинов в виде одноглавого орла может быть распространенным мифом, начатым историком Фаллмерайером. (Фаллмерайер выпустил свою книгу “История Трапезундской империи” в Германии в 1827 году). Невесты Палеолога и Кантакузена носили двуглавых орлов на своих одеждах, но маловероятно, что Иоанн II намеренно носил на своих одеждах одноглавых орлов низкого качества на императорском портрете (Брайер и Уинфилд 1985).

Алексей III Комнин (годы правления 1349-90)
Орлиные эмблемы, используемые Комнинами, включают Феодору Кантакузене, жену Алексея III Комнина (родственника византийского императора в Константинополе), одетую в золотую мантию с узором из двуглавых орлов на портрете пары на хризобулле (государственном документе) монастыря Дионисиу на горе Афон, Греция. Алексиос III носил официальную мантию без орлов (Брайер и Уинфилд, 1985).

С середины 14 века двуглавые орлы появляются на монетах Трапезундской империи и на каталонских картах. Двуглавый, а не одноглавый орел, по-видимому, использовался в качестве знака империи. (Это был, конечно, гораздо более распространенный символ Константинопольской византийской империи Палеолога.) (Брайер и Уинфилд, 1985.)

Алексиос III и Феодора Кантакузене, портрет с хризобулла 1385 года, монастырь Дионисиу, гора Афон.

Мануил III Комнин (годы правления 1390-1417)
Испанец Рауль Гонсалес де Клавихо посетил Трабзон в 1404 году. Он имел аудиенцию у императора Мануила III и его сына, будущего Алексея IV, и сообщил:

С императором был его сын, которому было около двадцати пяти лет; и император был высок и красив. Император и его сын были одеты в императорские одежды. На головах у них были высокие шляпы, увенчанные золотыми шнурами, на верхушке которых были журавлиные перья; шляпы были связаны шкурами куниц. (Клавихо, 1859, стр. 61.)

Здесь нет никаких упоминаний о каких-либо эмблемах. Я предполагаю, что на их императорских одеждах не было символов орла, иначе наблюдательный Клавихо упомянул бы о них.

Эмблема Орла, используемая сегодня Понтийско-греческими ассоциациями

Общественные объединения понтийских греков в Греции и за рубежом, особенно с 1970-х годов, обогатили свою иконографию многими элементами, в том числе одноглавым орлом с распростертыми крыльями и повернутой головой, который появился на серебряных монетах, отчеканенных в Синопе примерно в 4 веке до н.э. Этот символ наиболее заметен в прессе и в понтийских периодических изданиях, наиболее важным из которых является журнал Archeion Pontou [Понтийские архивы] (Bruneau 2013).

Символ орла на древнегреческих монетах из Синопы – самый старый пример этого символа в Понте. (Синоп на Черном море был колонизирован в 7 веке до н.э., на месте существующего поселения, греками из Милета на западном побережье Анатолии. Затем Синоп основал греческую колонию в Трабзоне среди коренных жителей Анатолии).

Заключение

Символы одно- и двуглавого орла уходят корнями в Месопотамию в 4-м тысячелетии до нашей эры. Оттуда символы распространились на хеттов в Анатолии, где они использовались со 2-го тысячелетия до нашей эры. Символ орла использовался многими народами, включая древних греков и римлян. Одноглавый орел впервые появился в Понте около 4 века до н.э. на греческих монетах из Синопа. Византийцы, турки-сельджуки и туркмены приняли оба символа. Эти символы также использовались византийскими императорами Трапезунда Комнинами (1204-1461). Другие народы переняли символы у византийцев и туркмен. Сегодня одно- и двуглавый орел используется некоторыми странами в качестве своей эмблемы и изображается на их флагах.

Существует миф, что одноглавый орел с распростертыми крыльями был особой эмблемой императоров Трапезунда из династии Комнинов. Эти императоры использовали в качестве символов как одноглавых, так и двуглавых орлов с распростертыми крыльями.

Поскольку черный двуглавый распростертый орел на золотом фоне теперь является символом Греческой православной церкви, вполне уместно, что объединяющим символом для понтийских греков должен быть одноглавый распростертый орел, основанный на монетах около 4 века до н.э. из Синопа.

По материалам статьи Сэма Топалидиса. Источник https://pontosworld.com/

Наш адрес:

г. Екатеринбург, Луганская 59/1

Email:  info@greek.su

Только новости!

Будьте на связи

Подпишитесь на нашу рассылку

© 2024. СРОО «общество греков «Рифей» – Все права сохранены. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна