Понтийские греки талантливый народ. Среди них много врачей, ученных, преподавателей, космонавтов, военных, политиков, журналистов, предпринимателей. У каждого из нас надется как минимум парочка знакомых ромеев. Среди их племени огромное количество писателей – историков и документалистов. Скромную долю их работ вы можете найти на нашей книжной полке. Кого-то из них знают все, а кто-то, в своей популярности, не вышел за круг родственников и знакомых. Оглянитесь вокруг, наверняка среди тех, с кем вы общаетесь, найдется такой человек. Если это так, напишите нам и мы обязательно расскажем о нем нашим читателям.
Мы стараемся на страницах нашего сайта писать не только о знаменитостях, но и о тех, которые не купались в славе. Талант и способности которых не мелькают на экранах популярных телевизионных каналов. Но, при этом, они имеют собственных фанатов, количество которых исчисляется тысячами, или даже десятками тысяч.
Счастливый случай дал мне возможность познакомить вас с таким человеком. Его имя хорошо известно за пределами диаспоры. У него большое количество подписчиков и поклонников, но среди греков-понтийцев он мало известен.
Писатель – фантаст Константин Калбазов.
Константин широко известен среди любителей фантастики и особенно одного из ее ответвлений – попаданчества. Кто не знает — это жанр в котором описываются приключения людей тем или иным способом попавших в будущее или прошлое. Книги Константина вы найдете в любом книжном магазине, будь то столичный город или небольшая станица.
На одном из самых популярных цифровых книжных ресурсов author.today или сокращенно АТ, Константин входит в сотню самых читаемых авторов. Имеет более 10000 наград и обладает впечатляющей репутацией.
Конечно мы не смогли оставить без внимания столь известного человека. Интервью с ним, проведенное в дальнем уголке Ессентукского Лечебного парка мы предлагаем нашим читателям.
Константин как все начиналось?
Я впервые попробовал заняться сочинительством, когда мне было одиннадцать лет. В тот год мой одноклассник и друг переехал в соседний район, и мы стали переписываться. Сочиняли рассказы. Каждый о своем, я, под впечатлением от фильма «Айвенго», о рыцарях, он о Киевской Руси. Кто именно это предложил не помню, но хватило нас примерно на год.
По новой увлекся, уже будучи курсантом Хабаровского военно-строительного училища.
А что вас привело в Хабаровск?
Я изначально в Камышинское поступал. На экзаменах по сочинению получил пять за содержание и двойку за грамотность. Мне попался капитан, который сказал, что советский офицер должен быть грамотным и сочинение в училище профилирующий предмет?! А я вообще грамотностью не заморачивался.
На экзамене по истории мне выпал вопрос про Колчака, а я рассказал все про Корнилова. Преподаватель был доволен. И хотя потом вскрылась тема билета мне все равно поставили 5. Этот эпизод я описал в серии «Танкист». А в новом хабаровском училище тогда был недобор так я там и оказался.
А дальше?
По распределению попал в погранвойска. В это время уже бушевали 90-е. Военно-строительные части расформировывали и выпускников направляли куда могли.
Я попал сначала в Астрахань, потом в Нальчик. Захватил первую чеченскую немного. Потом после нескольких сокращений в 1997 уволился и пошел в милицию участковым, уже в Ессентуках. В это время для меня писательство было просто хобби. Я нигде не публиковался. В 2007 вышел на пенсию.
Таксовал и вечерами писал. Как-то узнал про самиздат. Выложил первый вариант «Росича». Меня раскритиковали в пух и прах. Все по-честному, и обида если и была, то на самого себя. Потому и удалил книжку, которая провисела на моей страничке меньше суток. Кстати, зря старался, потому как данный вариант, пересыщенный стадами роялей, можно найти и сегодня на бескрайних просторах интернета.
У меня к тому моменту была готова первая часть «Рыцаря». Решил выложить, чтобы получить контрольный в голову, и опять вернуться писать в стол, то есть для самого себя. Но неожиданно читателям понравилось и те же кто ругал меня за «Росича», начали хвалить за «Рыцаря». Шедевром мое сочинение конечно не называли, но признавали вполне читабельной книгой. И так уж вышло, что она была удостоена ежегодной премии за лучший дебютный роман 2012 года «Меч без имени». Вот, собственно, с того момента, с февраля 2011 года, я и засел плотно за сочинительство.
Интересно а как задумывается книга, есть какой-то план?
У меня нет плана. И во время работы над произведением я не знаю, чем все закончится и куда меня уведет воображение. Я сажусь писать главу не зная, чем она закончится. Пока мне интересно я пишу.
А где вы берете идеи для произведения?
Идеи приходят спонтанно. Прочитал, например, Порт-Артур и мне не понравилось, что Россия проиграла войну. Захотел переиграть. Так родился «Росич». Вообще у меня книга растет как дерево в разные стороны а чем ближе к концу темь меньше у главного героя вариантов и, тем неинтереснее мне писать. А в голове уже сюжет для новой книги. Но произведение надо заканчивать. В противном случае я за него уже не возьмусь. Концовка идет уже со скрипом.
Я так «Вепря» отставил и теперь за него уже не возьмусь. Хотя «Вепрь» мой любимчик. Ничего более эмоционального я не написал еще. «Шаман» такой же. Я его оставил на 3 года, потом пришлось перечитывать, я этого очень не люблю. И когда начал писать продолжение мои читатели возмутились, почему все поменялось: герои, миры. Поэтому я стараюсь заканчивать серию прежде, чем приступать к другой.
Вы пишите дома?
Пишу я в офисе, а не дома. Там я могу от всего отвлечься и плодотворно поработать. Дома так не получается. Будучи таксистом и участковым, я тоже писал либо в офисе у брата либо в опорном пункте, когда время было.
Сколько времени уходит на книгу?
Раньше я писал шесть книг в год сейчас меньше. «Рубикон» например писался месяц, это с учетом того, что я его два раза переписывал. «Танкист 4» писал 3 месяца. На что-то уходило два.
Пробовал я писать одновременно две серии. Начинал бодренько. Начало у меня всегда интересное. К середине зуд ослабевал. А к финалу скорость черепашья. Интерес ослабевает. Поле для маневра уменьшается. Герои надоедают.
Писатель это прежде всего богатое воображение и умение быстро облечь его в слова. Что важнее?
Когда я пишу в голове у меня и картинки и слова. А скорость? Сами судите. Одна книжка это в среднем 600000 знаков. На самом деле я набиваю 1500000 знаков, а 2/3 текста уходит в отвал. Пока пишешь текст читаешь его до тошноты. И все время надо что-то переделать, добавить исправить, удалить повторы. Довести строку до совершенства.
При этом я печатаю 2 пальцами. Все 117 книг так набрал. Мне много раз коллеги говорили – учись десятипальцевому методу, помучишься пару недель и все. А я не хочу. Мои пальцы по скорости коррелируют с мыслями. Так что мне этого хватает.
Многие писатели говорят о важности обратной связи с читателями. Вы такую связь поддерживаете?
Нет. Я знаю многие ребята работают, следят за читателем, смотрят как надавить на чувствительные точки, как увлечь. Могут выложить главу и следить за реакцией читателя, рейтингом, комментариями. Вплоть то того, что полностью ее перепишут так как хочет читатель. Они думают о читателе, хотят попасть в аудиторию, заработать. Я же пишу так как меня устраивает, так как мне интересно. Мне так комфортно. Ведь я пишу для себя. За аудиторией не слежу. Если бы я писал так как хочет читатель, наверное, я был бы более популярен. Но видно мои взгляды не совпадают с мнением массового читателя. А раз автор не хочет лечь под читателя то ему читателю проще уйти туда, где его слушают.
Жанр попаданчества часто описывает ту или иную историческую эпоху, реальные исторические факты. Вы предварительно прорабытываете эту тему?
Да, конечно. Много приходится работать с историческим материалом. И это не благодарное занятие. Ведь историков сейчас пруд пруди. Приходиться перелопачивать огромное количество документального материала. Зачастую противоречивого. И я обычно выбираю то мнение, какое считаю приемлемым для себя.
Подготовительного этапа у меня нет. Начинаю писать и, например, упираюсь в капсюль. Обычный ударный капсюль из патрона. И начинаю косить интернет вдоль и поперек, все читаю о нем, чтобы наилучшим образом вписать его в конкретный эпизод. В результате глава может стоять не написанная две недели из-за одного абзаца.
К тому же, в моих книгах, историческая канва может меняться – это всё-таки фантастика. Один товарищ написал про меня разгромную статью, о том, что вот автор не продумывает какие-то там исторические детали. Ну да ошибки у меня есть. Их нет у того, кто ничего не делает.
Мои книги ни в коем разе не исторические. Изучать историю по художественной книжке — это глупость. Надо быть полным идиотом чтобы это делать. Хотя, должен сказать, здесь есть и положительный момент. Многие меня благодарят за то, что сын или дочка, читая мои книги, пытаются найти в интернете как это было на самом деле. Альтернативная история хорошо подходит для повышения интереса к истории как таковой, она ведь живая и динамичная.
Вы уже много лет пишите. У вас, наверное, есть фанаты?
Основной массе моих читателей 35–50 лет. Возможно есть и фанаты. Один молодой человек прислал фотографию, на которой он в окружении всех моих книг. Правда одну он все-таки не смог найти, и я ее просто ему послал.
Или вот еще пример. Парень прочитал «Кукловода». А действие третьей части разворачивается в Ессентуках. Тогда он взял просто забил в поиск мою фамилию. Выскочил предприниматель. Через 2 часа он стоял перед моим закутком с книжкой для автографа.
Как вы считаете какой формат книг на сегодняшний предпочтительней, цифровой или бумажный?
Когда-то бумага была очень популярна и приносила хорошие гонорары. Сегодня это вообще не о чем. Только тешить твое самолюбие. Сегодня деньги приносит в основном цифровой формат. Издательств такого рода много. И они разные по подаче материала и требованиям к автору. Возьмите АТ. В отличие от Литрес, это фастфуд. Там менее строгое отношение к качеству материала. Там даже попадаются книги, написанные без абзацев, сплошным текстом. Хотя авторы таких произведений зарабатывают очень неплохие деньги и легко могли бы нанять редактора. Но многие читатели предпочитают фастфуд. За последнее время в бумаге у меня вышло всего несколько книг. Все остальное на АТ.
Книги и только книги? Или приходится еще что-то делать?
Исключительно. Из меня коммерсант никакой. Лет 17 назад только появилась кровля Шинглас. Решил заняться. Вложился в обучение, ездил в Краснодар. Поставил огромный баннер в городе. За полгода ни одного звонка!!! Я с этим завязал. Не мое это.
Да и зачем? Мне книги приносят достаточно. На АТ много дополнительных приемов, чтобы заработать. К примеру, минимальный объем книги 400000 знаков. Многие стараются не сильно превышать этот минимум, получается больше книг, больше денег соответственно. Есть авторы, которые первую книгу делают бесплатной, вторую уже за деньги, третью еще дороже и т. д. Это касается тех, кто активно занимается писательством как коммерцией. Мои книги на АТ по одной цене.
А проблема пиратства остро стоит?
Пираты были, есть и будут. Я этим не заморачиваюсь. С пиратами бороться все равно что с ветряными мельницами. Из бесплатных только одна книжка официально — это «Кречет». Ее никто не издавал, и она не прошла редактуру. Посчитали ее коммерчески невыгодной. Все остальные, которые вы можете найти в бесплатном доступе, просто сворованы.
Константин, вы этнический грек. Вы участвуете как-то в жизни греческой диаспоры?
Ни я в жизни диаспоры не участвую ни она в моей. Мы живем отдельно. Один раз мне надо было визу получить вот и все.
На языке предков говорите?
В станице я жил в окружении, в основном русских ребят. И хотя в семье говорили по-турецки, я практически не говорю на этом языке. Понимаю конечно все, поддержать беседу может смогу, но на этом все.
Ну и немного о себе расскажите.
Родился я греческой семье, в мае 1971 года. Живу в станице Ессентукской. Учился в школе №65, а с 8 класса в 6-й школе города. Дед мой, Василий, жил в селе Сафар-Хараба, Цалкского района Грузии. Был, как тогда говорили, кулаком, а в реалии пахал с утра до вечера. Здесь же родился мой отец, Георгий. После революции раздали землю и скот. А потом Советская власть все отобрала. Семья перебралась в село Красноярское, Андроповского района. А затем уже попала на Кавминводы. Отец работал оператором котельной в городской бане Ессентуков, а мама была надомницей. Вязала вещи и сдавала. Нас в семье четверо – два брата и две сестры.
У нас с супругой Светланой две дочери. Старшая – дизайнер, младшая учится в фармакадемии и танцует в ансамбле «Дружба народов».