После падения Византии в 1453 году у османских греков (православных христиан) духовным главой был Вселенский Патриарх в Константинополе.
Христиан и евреев называли ахль-аль-китаб – Людьми Книги или Священных Писаний. На них распространялся правовой статус, известный как дхимма или зимми (“защита”).Он означал то, что им разрешалось исповедовать свою веру и управлять своим сообществом в соответствии с правилами и нормами их собственной религии. В обмен на это они платили специальный подушный налог – джизью или харач. Это было закреплено на законодательном уровне. Язычники же и многобожники должны были принять ислам, в противном случае были казнены.
На христиан распространялись правила, устанавливавшие для них самый низкий правовой статус в Империи. Греков Османской империи называли румлар или римляне. Греков, живших в независимой Греции или Юнанистане , называли юнанлар или ионийцами.
Официально признанные религиозные общины назывались миллетами. Существовали греческие (Рум миллет), еврейские, армянские и сирийские православные миллеты.
В то время религиозные учреждения в миллете были освобождены от уплаты налогов. При этом каждый миллет платил налог имперскому правительству. Эти религиозные общины имели собственную администрацию. По мере уменьшения влияния османских властей на протяжении 17-18 веков, миллеты получили собственные суды. В некоторых были собственные тюрьмы.
В Османской империи существовала система тимара или феода по-европейски. Это некая форма землевладения распределявшаяся среди сипахов и представителей военного сословия, включая янычар и других слуг султана. Права на владение землей выдавались в качестве компенсации за годовую военную службу, которая не оплачивалась. В редких случаях обладать тимаром могли женщины, занимавшие видное положение в императорской семье, или принадлежавшие к высокопоставленным членам османской элиты. На территории современной Греции она имела свои особенности.
Тимары могли быть маленькими, выдаваемыми правителями провинций, или большими (хассы), для чего требовался сертификат от султана. Как правило, ежегодный налоговый доход тимариота составлял менее 20 000 акче. Эта система землевладения просуществовала примерно с четырнадцатого по шестнадцатый век. Цели системы были продиктованы финансовыми, государственными и экспансионистскими целями. Финансовые цели системы состояли в том, чтобы уменьшить расходы османского государства по содержанию армии и получить дополнительный источник дохода для центральной казны. Экспансионистские цели состояли в том, чтобы увеличить количество сипахов и постепенно ассимилировать завоеванные страны, поставив их под прямой контроль Османской империи.
Система возникла в доосманские времена, но официально стала применяться с 14 века. К началу 17 века она пришла в упадок и прекратила свое существование.
Провинции в Османской империи назывались эялеты. Начиная с 1864 года они постепенно были преобразованы в более мелкие вилайеты. Большинство из них были разделены на санджаки.
Во второй половине 19 века на основной территории Понта располагался вилайет Трапезунда. К нему примыкали вилайеты Кастамону, Сивас и Эрзерум. Северная граница начиналась к западу от Синопа и простиралась на восток до русско-турецкой границы. Южная граница начиналась в Инеполисе и проходила через Амасию, Токат, Никополь, Аргируполис, Байбурт, горный хребет Соганлу-Даг и заканчивалась также на российской границе.
Регион Понта включал в себя шесть метрополий: Трапезунд, Родиаполис, Халдия, Неокисария, Амасья и Колонья.