Греческий драматург, журналист, врач понтийского происхождения, и один из основателей монастыря Панагии Сумелы в Кастании, Вермиу, Греция.
Филон Ктенидис родился в 1889 году в Трапезунде. Детские годы провел в Кромни. В 1906 году он с отличием окончил Фронтистирион. С 1906–1909 работал бухгалтером. Одновременно сотрудничал с газетой “Εθνική δράση”/”Национальное движение”.
В 1910 году он пытался издавать собственный еженедельный журнал “Επιθεώρησις”/”Обзор”. Он имел определенный успех и даже издавался и в России. За свою активную позицию в вопросе независимости Понта регулярно получал угрозы от членов младотурецкого движения и был вынужден бежать в Афины. Там он поступил на медицинский факультет Университета.
В 1912-13 гг. добровольцем поступает в греческую армию. Принимает участие в боевых действиях в Эпире и Македонии (Греция). В 1914-15 гг. он возвращается в Трапезунд. Работает врачом в отдаленных греческих селах округа Трапезунд.
После вступления русских войск в Трапезунд, в 1916 году, он отправляется на Кавказ. Там, почти два года работает врачом в крупнейшем военном госпитале России в Платане. Продолжая оставаться активным националистом, В 1918 году он возглавляет Национальный совет Понта в российском Екатеринодаре. Проработав там четыре года, уже из Краснодара, возвращается в Салоники и работает врачом.
Он был депутатом от Афинского избирательного округа после парламентских выборов 1935 года в Греции. Член парламентской коалиции “Συμπραττόντων”/”Партнеры”.
В 1938 году возвращается к работе врача.
Медицина и политика далеко не все его таланты. Он является успешным автором 17 известных понтийских театральных пьес. Среди них:
“Ο Ξενιτέας”
“Ο Μάραντον”
“Το Γιάντες”
“Το Μαυροκόρτ’ς”
“Ο Γκιαούρτς”
“Η Προξενεία”
“Ο Χωρέτες”
“Ο Τελευταίον ο χορός”
“Ο Κλήδονας”
“Ο Διγενής Ακρίτας”
“Οι Πατρίδες”
“Σουμελά”
“Η γυναίκα του πρωτομάστορα”
“Ο Κλήδονας”
“Η Αποθήκη της Στοφορίνας”
“Η Ανεψιά τη Βέβαια”
“Η Δασκαλίτσα”
“Υπουργικά βάσανα”
“Ο Ζουρνάς”
Около 1950 года он написал эпическую поэму “Колокол Понта”/”Η Καμπάνα του Πόντου” на понтийском диалекте, в которой описал боль и страдания понтийских греков во времена геноцида.
В возрасте 61 года он решает издавать журнал “Ποντιακή Εστία”/”Понтийский очаг”. Журнал был отмечен наградами Афинской академии, за сохранение исторических, этнологических, лингвистических и фольклорных сокровищ Понта. На страницах журнала печатались истории, мифы, сказки, стихи, анекдоты, материалы, собранные с помощью ведущих понтийских фольклористов, преподавателей университетов и анонимных подписчиков. В 8-м номере “Понтийского Очага” за август 1950 года он обнародует рассказ о разрушенном, и заброшенном в Понте монастыре Панагия Сумела. Эта статья с энтузиазмом была воспринята многими понтийцами. И вот 15 августа 1951 года в Кастании, Вермиу, на 500 акрах земли, предоставленных местной общиной, был заложен первый камень в фундамент будущей святыни.
В 1959 году на страницах “Понтийского Очага” он поставит перед собой другую цель: организовать Панпонтийский конгресс. И хотя 16 августа во вновь откроенном монастыре состоялась первая официальная организационная встреча, к сожалению, конференция так и не была созвана. “Только мечта”, – позже он напишет о конференции, которая, по его мнению, должна была объединить тех, кто верил в развитие и сохранение понтийской идеи.
Это единственный понтийский писатель, чьи пьесы использовали большинство национальных любительских творческих коллективов России и мира.
Умер 13 Июля 1963 года в возрасте 74 лет.
Он был, вероятно, первым среди понтийцев, кто серьезно исследовал характер и жизнь Понта, воспоминания о жизни нашей незабываемой родины и написал свои прекрасные пьесы, этографические и многие другие интеллектуальные произведения. Я не хочу, чтобы меня сочли чрезмерным в моем выводе о том, что благодаря Ктенидису уровень культуры понтийского народа на Панэллинском пространстве вырос. Это факт, признанный родным ему миром..- Иоаннис Ефремидис