Сколько бы не писалось статей про Геноцид греков Понта, сколько бы не было проведено исторических исследований, ни одно из них не заменит живых фото – слепков с Истории живых людей. Мы публикуем эти слитки, сделанные Петросом Пулидисом, во время вынужденного переселения греков из Турции.
В 1922 и 1923 годах Петрос Пулидис – “старейший фотожурналист Греции”, запечатлел как менялась страна.
В 1922 году завершился последний акт Малоазийской кампании. Опустился занавес, заканчивая долгую историю эллинизма в Малой Азии. В это же время произошла насильственная трансформация страны, социальная и политическая.
Сегодня историки сходятся во мнении, что еще за несколько месяцев до катастрофы, официальное греческое государство имело представление об “опасности” эвакуации. К этому моменту греческая армия столкнулась с ожесточенным сопротивлением войск Мустафы Кемаля на фронте. И стало ясно, что следом начнется полномасштабное военное наступление турок.
В июне 22-го года Малая Азия просто бурлила. Греция своей политикой показала, что она готова отказаться от тамошнего греческого населения
свидетельствует Деспина Хинцоглу-Амаслиду.
Опасаясь массового перемещения населения, правительство Протопападакиса приняло позорный закон за подписью Василики Константинос. Закон – “о незаконном перемещении групп лиц, прибывающих в греческие порты из-за рубежа”. Этим оно пыталось закрыть входные ворота для беженцев.
Греческое государство требовало паспорта у тех, кто прибывал в массовом порядке. Существовало положение о введении суровых санкций в отношении судовладельцев и капитанов, которые осуществляли перевозку. Еще за несколько дней до принятия закона тысячи понтийских греков были заключены в больницу Святого Георгия, “Спиналонгу Пирея”. В это же время небольшой остров Макрониссос начали обустраивать для приема беженцев.
Однако никакой закон не смог удержать сотни тысяч обнищавших солдат и гражданских, возвращавшихся с фронта в Малой Азии. Порт Пирей стал основными входными воротами. Начала создаваться новая реальность, трудная и жестокая.
Эта реальность была зафиксирована Петросом Пулидисом, “старейшим фотожурналистом Греции”. Так он написал на своем факсимиле. Возможно потому, что 31 мая 1905 года он сфотографировал убийство премьер-министра Теодороса Дилигианниса. Он был женат на уроженке Малой Азии Анти Папагеоргиу, у него была своя фотостудия в Колонаки. Часть его коллекции была оцифрована архивом ERT. Фотографии взяты из коллекции P. Пулидиса / Архив ERT.