Понтийцы, проживавшие преимущественно в сельской местности, жили большими патриархальными семьями. Численность такой семьи часто превышала 30–35 человек и даже больше. Такие семьи формировались из-за потребности в рабочей силе, а также в результате сложных географических и экономических условий.
В горных районах Понта, условия были очень тяжелыми, а равновесие и мир в семье были очень трудным делом. Социология утверждает, что в этих случаях возникают взаимоотношения, поддерживающие семейные связи. Одним из таких был «μά’» – обычай молчания. Слово полностью греческое, оно происходит от глагола «μάομαι», который в современном понтийском языке превратился в словосочетание «κρατώ μά’» – сердиться.
Согласно этому обычаю, невестам не разрешалось разговаривать со свекровью и свекром, а также со своими зятьями и золовками. В каждом доме было много невесток, среди них также действовал обычай: никто не разговаривал со «старшей/μεγάλη» невесткой. Даже пожилые родственники не могли говорить. Старшие мужчины семьи иногда говорили: «κι θέλω να ακούω νύφες λαλία/а я хочу послушать, как говорят невесты».
Обычай «молчания» был мерой сохранения целостности семьи и ее уклада. Обычай этот был привезен греками и в новые места проживания, в том числе и в Россию. Иногда следование этой традиции приводило к курьезным ситуациям. Один такой случай приводит Иота Иоакимиду из книги «Διδασκαλίας ποντιακής διαλέκτου».
«В старые времена невестки соблюдали μά’ в отношении свекра. Невестка проявляя уважение к нему всегда молчала. Этот обычай достался им от предков и соблюдался поныне.
Когда-то моя тетя Ольга решила поставить новый туалет, такой в котором можно было сидеть. Это был бы первый такой туалет в нашем селе, ни у кого такого не было. Мой дедушка Михаил делал его вместе с тетей, его невесткой. Она месила раствор и таскала. Дедушка был хороший мастер, но он придерживался старых традиций.
Невестка должна была держать μά’.
Залили они пол, сделали стены и пришло время установить унитаз.
Дедушка не знал, что этот унитаз, для того чтобы сидеть на нем, он думал, что как раньше на нем нужно стоять. А тетя не может ничего сказать и объяснить ему (держит μά’), что не надо опускать унитаз в пол, а надо ставить сверху, чтобы на нем можно было сидеть. Они вдвоем держаться за этот унитаз, он пытается его опустить вниз, а она поднять наверх, он опять его вниз, а она, несчастная, говорить не может и тянет его вверх. В конце концов ему это надоело, он ее оттолкнул, и засунул унитаз в пол, заделал его раствором и говорит ей недовольно: “Иди отсюда, знать не знаешь как делать, а меня учишь строить туалеты”.
Так и получилось как хотел дед. Унитаз получился с низкой чашей, ни стать на него ни сесть».